Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Новые формы отчетности для негосударственных пенсионных фондов

01.10.2007
Новые формы отчетности для негосударственных пенсионных фондов
Минфин России пересмотрел формы отчетности, рекомендованные для негосударственных пенсионных фондов, состав годовой и промежуточной отчетности, а также особенности ее составления. Комментирует изменения Н.Н. Томило, советник государственной службы 1 класса, Минфин России.

Содержание


Минфин России приказом от 10.01.2007 № 3н утвердил особенности бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов (далее - Приказ № 3н). Цель этого приказа - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу*.

Примечание:
* Концепция разработана по решению Правительства РФ и одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. - Прим. автора.

Приказ № 3н зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007 № 9379, опубликован в "Российской газете" от 08.06.2007 № 122 и, соответственно, должен применяться с бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 года. Действовавший ранее приказ Минфина России от 21.02.2001 № 15н утратил силу с момента вступления в силу Приказа № 3н (см. приказ от 02.05.2007 № 38н).

В Приказе № 3н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основе которых негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) могут самостоятельно разработать свои формы и закрепить их в документе, оформляющем учетную политику. При этом должны быть соблюдены требования законодательства, регулирующего деятельность НПФ, а также требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в части раскрытия минимального объема информации в бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, установленных Приказом № 3н.

Новые формы отчетности для негосударственных пенсионных фондов

Минфин России приказом от 10.01.2007 № 3н утвердил особенности бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов (далее - Приказ № 3н). Цель этого приказа - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу*.

Примечание:
* Концепция разработана по решению Правительства РФ и одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. - Прим. автора.

Приказ № 3н зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007 № 9379, опубликован в "Российской газете" от 08.06.2007 № 122 и, соответственно, должен применяться с бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 года. Действовавший ранее приказ Минфина России от 21.02.2001 № 15н утратил силу с момента вступления в силу Приказа № 3н (см. приказ от 02.05.2007 № 38н).

В Приказе № 3н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основе которых негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) могут самостоятельно разработать свои формы и закрепить их в документе, оформляющем учетную политику. При этом должны быть соблюдены требования законодательства, регулирующего деятельность НПФ, а также требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в части раскрытия минимального объема информации в бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, установленных Приказом № 3н.

Требования к отчетности негосударственных пенсионных фондов

При формировании бухгалтерской отчетности НПФ должен обеспечить выполнение законодательства, регулирующего его деятельность как некоммерческой организации особой организационно-правовой формы, которая может заниматься только разрешенными законом видами деятельности. И прежде всего - Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон № 75-ФЗ).

В соответствии с этим законом НПФ обязаны не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Кроме того, фонды должны вести учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению и отдельно по обязательному пенсионному страхованию. Это требование закона реализуется при ведении обособленного учета указанного имущества, средств и выплат.

В бухгалтерской отчетности НПФ должна быть представлена информация о таких категориях как:

  • пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами;
  • пенсионные накопления - совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с Законом № 75-ФЗ;
  • инвестиционный портфель фонда по обязательному пенсионному страхованию - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям);
  • доходы от размещения пенсионных резервов - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;
  • доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.

Кроме того, НПФ должны сформировать в бухгалтерской отчетности информацию о выполнении своих функций, определенных Законом № 75-ФЗ, и о распределении в соответствии с этим законом дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Состав бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов

Как следует из Приказа № 3н, годовая бухгалтерская отчетность НПФ состоит из:

  • Бухгалтерского баланса (форма № 1-НПФ);
  • Отчета о прибылях и убытках (форма № 2-НПФ);
  • Отчета о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений (форма № 3-НПФ);
  • Отчета о движении денежных средств (форма № 4-НПФ);
  • Отчета о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления (форма № 5-НПФ);
  • Отчета о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности (форма № 6-НПФ);
  • Пояснительной записки.

В составе промежуточной бухгалтерской отчетности могут не представляться формы № 3-НПФ и № 5-НПФ.

Чтобы в полном объеме раскрыть информацию, предусмотренную российским законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании, а также нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, НПФ может, например, включать показатели, таблицы, расшифровки непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку. Так отдельные показатели, включенные в рекомендованную форму № 5-НПФ, фонд может представить в виде самостоятельных форм.

Если данные об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах существенны, они должны быть приведены в бухгалтерской отчетности обособленно. Общие подходы к определению существенности содержатся в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетности организации" (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н). НПФ самостоятельно устанавливает и применяет критерии существенности показателей (размер, характер, их совокупность и т. д.) исходя из конкретных условий хозяйственной жизни, а также требований законодательства о НПФ.

В бухгалтерскую отчетность НПФ также должны быть включены соответствующие данные по имуществу, находящемуся в доверительном управлении, и о признанных доходах и расходах, связанных с осуществлением договоров доверительного управления имуществом, как того требует приказ Минфина России от 28.11.2001 № 97н.* Необходимые данные фонду представляют доверительные управляющие.

Примечание:
* О бухгалтерском учете операций по доверительному управлению читайте здесь.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс НПФ содержит информацию о его финансовом положении на отчетную дату. В Бухгалтерском балансе раскрывается информация об активах и обязательствах на начало отчетного года и на конец отчетного периода, формируемая с учетом требований соответствующих ПБУ. Кроме того, в балансе должна быть представлена информация, характеризующая особый статус НПФ, а именно: информация о целевом финансировании НПФ, пенсионных резервах и пенсионных накоплениях.

По группе статей "Целевые средства" отражается величина не использованных на отчетную дату целевых средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности НПФ, в частности:

  • целевых взносов вкладчиков;
  • части дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • части сумм пенсионных взносов, если право на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами НПФ и соответствующим договором;
  • дохода от использования (в том числе размещения) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности;
  • благотворительных взносов и других поступлений.

В разделе "Пенсионные резервы" отражается величина остатков пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами НПФ. Расшифровка состава и движения пенсионных резервов, состава и движения имущества, входящего в пенсионные резервы, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ (форма № 5-НПФ).

В разделе "Пенсионные накопления" отражается величина остатков пенсионных накоплений, сформированных в соответствии со страховыми правилами НПФ.

В Бухгалтерском балансе раскрывается информация об объектах бухгалтерского учета, учитываемых на забалансовых счетах (справочно).

Отчет о прибылях и убытках

В Отчете о прибылях и убытках раскрывается информация о доходах и расходах НПФ за отчетный период, формируемых с учетом требований следующих положений по бухучету:

  • ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н);
  • ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н);
  • ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н) - при формировании показателей отложенных налоговых активов и обязательств, текущего налога на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов);
  • ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н) - при формировании показателей корректировки финансовых вложений.

У Отчета о прибылях и убытках, который формирует НПФ, есть отличительная особенность. В соответствии с требованиями законодательства в нем раздельно раскрывается информация по размещению средств пенсионных резервов, инвестированию средств пенсионных накоплений, размещению и использованию имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и в целом по деятельности НПФ. Информация должна быть представлена о доходах, расходах, прибыли (убытке) до налогообложения, отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль. Показатель прибыли (убытка) после налогообложения раскрывается по деятельности НПФ в целом.

Отчет о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений

При формировании показателей формы № 3-НПФ раскрывается информация об остатках и движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ за предшествующий отчетному и отчетный годы.

Обратите внимание: последствия изменения учетной политики НПФ, вызванные изменением законодательства РФ или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами.

Например, такой порядок был определен в приказе Минфина России от 27.11.2006 № 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)".

Если учетная политика изменилась, например, по решению НПФ, значение показателя "Добавочный капитал" на начало предыдущего года и начало отчетного года формируется с учетом корректировки на величину оценки последствий изменения.

Отчет о движении денежных средств и Отчет о движении имущества

При формировании показателей Отчета о движении денежных средств (форма № 4-НПФ) НПФ раскрывает информацию об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, об их поступлении и расходовании по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Помимо этого информация раскрывается в разрезе деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности НПФ. При этом движение между счетами по учету денежных средств в форму № 4-НПФ не включается.

Данные о движении денежных средств на отдельных банковских счетах, открываемых доверительным управляющим в соответствии с российским законодательством в форму № 4-НПФ также не включаются. Величина денежных средств, поступивших от доверительного управляющего и направленных доверительному управляющему, раскрывается в составе потоков денежных средств по текущей деятельности НПФ.

Учетной политикой НПФ может быть предусмотрено, что полученные проценты и дивиденды отражаются в составе потока денежных средств по текущей или инвестиционной деятельности, а выплата процентов - в составе потока денежных средств по текущей или финансовой деятельности.

Величина перечисленного налога на прибыль по операциям, денежные поступления и выплаты по которым отнесены к движению денежных средств по инвестиционной деятельности НПФ, также может быть раскрыта в составе выплат по инвестиционной деятельности.

В Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления (форма № 5-НПФ), раскрывается структура, источники формирования и направления использования пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ.

Отчет о целевом использовании средств

В Отчете о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности (форма № 6-НПФ), НПФ показывает остаток на начало отчетного года, поступление, расходование и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования.

При этом показатель "целевые отчисления от суммы пенсионных взносов (до 3 %)" может иметь место в случае, если право на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами и соответствующими договорами НПФ.

Показатель "Прочие поступления" может включать суммы благотворительных взносов и иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности НПФ. Показатель "Прочие расходы" включает суммы расходов НПФ по оплате аудиторских услуг, услуг по актуарной оценке, публикации бухгалтерской отчетности и др. Если указанные расходы существенны, они раскрываются в форме № 6-НПФ отдельными показателями.

Пояснительная записка

В Приказе № 3н приведена подробнейшая структура пояснительной записки НПФ, раскрывающая как общие требования к ее формированию, так и сугубо специфические для НПФ. В пояснительной записке НПФ должны быть приведены:

  • краткая характеристика и основные показатели деятельности;
  • факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности;
  • порядок распределения доходов на пополнение пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обеспечение уставной деятельности;
  • основные положения учетной политики;
  • другая информация, необходимая для получения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности более полного и объективного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности за отчетный период и изменениях в финансовом положении фонда.

В пояснительной записке раскрывается информация о трех видах деятельности НПФ.

Во-первых, о деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Должны найти отражение:

  • величина аккумулированных пенсионных взносов и сформированных пенсионных резервов;
  • состав имущества, в которое размещены пенсионные резервы фондом самостоятельно и через доверительных управляющих;
  • величина доходов и расходов от размещения пенсионных резервов;
  • величина доходов, направленных на пополнение пенсионных резервов;
  • величина пенсионных обязательств, назначенных и выплаченных негосударственных пенсий участникам фонда.

Во-вторых, о деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Должны быть указаны:

  • величина средств пенсионных накоплений, в том числе учтенных на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, находящихся в доверительном управлении имуществом, включая доходы от доверительного управления имуществом, находящихся на отдельных банковских счетах фонда;
  • состав и структура инвестиционного портфеля;
  • величина пенсионных накоплений, направленных на выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, их правопреемникам, в Пенсионный фонд РФ, в другой НПФ и т. д.

И в-третьих, в пояснительной записке должна быть представлена информация о деятельности, связанной с формированием и использованием имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещением составляющих имущество НПФ денежных средств.

При формировании информации, характеризующей виды деятельности НПФ, должна быть приведена не нашедшая полного отражения в формах бухгалтерской отчетности информация о данных, требования о раскрытии которых содержатся в ПБУ 4/99, а также в других положениях по бухгалтерскому учету. Такая информация должна быть раскрыта в разрезе деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности НПФ, осуществляемой им самостоятельно и через управляющие компании.

В пояснительной записке также должны быть раскрыты раздельно по видам деятельности (по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности) данные показателей других форм отчетности. А именно тех, по которым отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, прочие доходы и расходы в случае их существенности, а также отдельные виды прибылей и убытков. К этим отдельным видам, в частности, относятся: штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании; прибыль (убыток) прошлых лет; возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности и т. п.

В рассматриваемом документе раскрывается порядок и результаты распределения доходов НПФ на пополнение пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обеспечение уставной деятельности.

Кроме того, в нем НПФ обязан раскрыть принятые при формировании учетной политики отчетного года способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, согласно требованиям ПБУ 1/98.

При изменении учетной политики по сравнению с предыдущим отчетным годом НПФ раскрывает как минимум: причины ее изменения, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год), указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы. В пояснительной записке НПФ объявляет изменения в учетной политике на следующий отчетный год с обоснованием причин изменений.

И наконец, в пояснительной записке приводится оценка финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Рекомендуется также раскрывать информацию о результатах актуарного оценивания деятельности НПФ, в частности, принятых обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.