Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

ERP-решение для оздоровления бизнеса: общая диагностика

15.01.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

По результатам опроса "Время перемен", проведенного в октябре-ноябре 2008 года Ассоциацией менеджеров России и PricewaterhouseCoopers среди руководителей ведущих отечественных компаний, лишь 30 топ-менеджеров из 100 планируют внести изменения в стратегию своего бизнеса. Время перемен настало еще далеко не для всех, хотя уже сейчас очевидно: чтобы найти выход из нынешней непростой ситуации, менять придется не только стратегию, но и тактику управления бизнесом. В первую очередь - в части финансов. В этой области прессинг новых экономических условий ощущается на все 100 %. Сокращение расходов, повышение эффективности бизнеса, усиление контроля, - это лишь общие направления работы. Попробуем разобраться в том, как справиться с проблемами на оперативном уровне. О том, какую помощь финансисту может оказать ERP-система, читайте в серии статей Александра Зубанова.

Содержание


Изменившиеся экономические условия существенно расширили круг задач, стоящих перед финансовым директором - теперь ему необходимы компетенции антикризисного управляющего. А это в свою очередь меняет расстановку приоритетов. Вас заботит повышение акционерной стоимости компании? Да, но не в первую очередь. Эта задача хороша на растущем рынке, а сейчас необходимо по максимуму сохранить собственный бизнес и по возможности аккумулировать ресурсы на покупку активов менее удачливых конкурентов. Вы рассчитываете на внешнее финансирование, сохранение устойчивого взаимодействия с поставщиками кредитно-финансовых услуг? Но на заемный капитал теперь можно в лучшем случае надеяться, а твердо рассчитывать можно только на собственные средства. Поэтому прозрачность финансовых потоков и разумный баланс между риском и доходностью займут одни из первых строк в списке приоритетных целей на ближайшую перспективу. Не менее важно обеспечить и управляемую систему внутреннего финансового контроля и аудита, исключающую возможность финансовых злоупотреблений.

Какой CFO не хочет получить в свое распоряжение набор инструментов для комплексного решения упомянутых и многих других задач? И хотя универсального рецепта, воспользовавшись которым финансовый директор гарантированно избавит компанию от критических для нее последствий спада, не существует, есть и хорошая новость: влияние кризиса на здоровье бизнеса можно существенно ослабить. Средства для оздоровления бизнеса есть, и сейчас самое время начинать интенсивную терапию - пока момент не упущен окончательно.

Начавшийся период упадка не сравнить со скоротечным дефолтом десятилетней давности: восстановление рынка к докризисным уровням займет, по самым оптимистичным оценкам, полтора-два года, а по прогнозам, более приближенным к реальности, растянется на три-четыре года. Поскольку проблемы, как видно, будут носить хронический характер, потребуется регулярная и точная диагностика бизнеса. Это позволит разработать для компании план системного лечения и вовремя скорректировать его, если выбранные меры не принесут ожидаемого результата. Изменения в финансовом состоянии придется отслеживать не только чаще, но и по более широкому набору показателей, чем тот, который использовался, скажем, год назад. Для точной оценки устойчивости бизнеса уже не достаточно аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках, да и акционеров вряд ли устроит информативность этих азбучных отчетов. В нынешних условиях требуется комплексный анализ структуры баланса, ликвидности и платежеспособности компании, степени и характера финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов и пассивов. Нагрузка на финансовый департамент предсказуемо вырастет, так что начать следует с грамотного распределения усилий.

Пример системного подхода к работе своей службы приводит Денис Поздеев, руководитель подразделения управленческой и МСФО-отчетности X5 Retail Group:

Мы разделили департамент отчетности и установили четкий порядок работы с данными: есть базовый отдел и отделы, работающие с поставляемой им информацией. Существует единая база данных и отделы, которые ей пользуются. Во-первых, это обеспечивает взаимный контроль, а во-вторых, все мы работаем в едином информационном поле, а не занимаемся параллельными расчетами. Правда, есть и свои сложности: если раньше любая отчетность готовилась для узких задач бухгалтерии, управленческого учета или МСФО, то теперь приходится учитывать сразу все нужды. Скажем, для МСФО-отчетности достаточно разбить затраты на 5-6 статей. Для управленческого же учета и 60 статей - не предел.

Сейчас мы отлавливаем больше ошибок, процесс закрытия финансового периода стал гораздо эффективнее, у нас появилась возможность перегруппировывать силы. Скажем, когда мы проводим ежемесячные закрытия управленческой отчетности, к этой работе подключается отдел консолидации, а когда отдел консолидации проводит квартальное закрытие, другие отделы помогают им в составлении примечаний. Это и развивает людей, и позволяет объединиться для работы над общим делом.

На следующем этапе следует определить болевые точки, к которым предприятие особенно чувствительно - в силу отраслевых особенностей, архитектуры внутренних бизнес-процессов или внешних условий. К примеру, раньше компании, предоставляющие клиентам отсрочку платежа, смотрели на структуру и характер дебиторской задолженности с изрядной долей спокойствия - у большинства контрагентов платежная дисциплина все-таки была на приемлемом уровне. Теперь вопрос не в дисциплине - сомнения вызывает принципиальная платежеспособность компании-покупателя, а возврат задолженности становится одним из жизненно важных для бизнеса параметров. А поскольку доступ к заемным средствам осложнен, оборачиваемость собственных средств выходит на первый план. Важно отслеживать задолженность в динамике - если длительность просрочек и объем неоплаченных сделок растет от недели к неделе, стоит пересмотреть лимиты товарного кредитования по отдельным контрагентам, а возможно - и по целым группам. Для большинства отраслей снижение оборачиваемости долгов - проблема системная и связана с падением конечного спроса. Отсюда и цепочка неплатежей. Пересмотру подвергаются не только условия контрактов с контрагентами, но и план продаж. Чем раньше удастся опознать надвигающееся сжатие спроса по косвенным признакам, тем меньше риск прямых и невосполнимых потерь. А риск очевиден - эпидемия bad debt во времена кризисов распространяется далеко за границы банковской сферы.

Но это лишь частный случай, важно другое - найти симптом вовремя. Опоздание на месяц в текущих условиях может означать, что убытки можно лишь принять as is. А много ли таких месяцев выдержит ваш бизнес? Инструмент быстрого реагирования надо иметь под рукой. Не исключено, что для малого бизнеса таким инструментом могут считаться и средства Excel. Но сколько времени уходит на формирование необходимых отчетов и проведение анализа в традиционных таблицах, заполняемых вручную? Насколько точен такой учет и не окажется ли он посмертным? А теперь оцените оперативность подобного учетного средства в территориально распределенном холдинге с несколькими направлениями деятельности.

Когда отчеты служили, как правило, для сверки результатов с планом и такая сверка благополучно проходила к удовольствию менеджмента и акционеров, особая скорость в обработке данных не требовалась. Но сейчас, когда рынок изменчивее погоды за окном, все обстоит иначе: по результатам отчетности необходимо принимать оперативные решения, а устаревшие планы замещать актуализированными в режиме реального времени или близко к этому режиму. Для таких задач возможностей Excel недостаточно, здесь требуется более мощное и надежное средство - учетная система, которая позволяет одним взглядом окинуть ключевые финансовые показатели, но дает не только азбучные, а еще и развернутые комплексные отчеты. Примеры настройки и использования такой системы мы будем рассматривать, основываясь на опыте применения продукта "1С:Управление производственным предприятием 8" (далее - 1С:УПП).

Понятно, что основами - отбором необходимых аналитик, разработкой учетной политики и плана счетов заниматься необходимо в любом случае, и объем подготовительных работ примерно одинаковый для Excel и для ERP-системы. Главное на этом этапе не упустить деталей, характерных именно для вашего бизнеса, продумать все до мелочей - когда их много, они становятся определяющими и требуют аккуратной систематизации. Работа рутинная, но необходимая.

О том, как из хаоса данных получить структурированную информационную базу, рассказывает Алла Масленникова, начальник управления методологии финансового департамента, ОАО "Детский Мир - Центр":

На подготовительном этапе и в ходе внедрения нам пришлось немало поработать и с нормативно-справочной информацией. Для этого в "Детском Мире" создан специальный отдел, занимающийся исключительно справочниками. В компании с большим числом контрагентов и обширной номенклатурой товаров централизованная работа с НСИ - это принципиально важное условие составления адекватной отчетности. Были составлены так называемые общие справочники главной книги (по статьям затрат, номенклатуре и т.д.), а также справочники по структуре компании, управлению договорами и по зарплатам. А поскольку в холдинге используются различные программные продукты, то чтобы исключить возможное дублирование ввода информации, мы четко прописали "подчиненность" каждого справочника своей мастер-системе. Необходимые данные сначала заносятся в нее, а затем тиражируются в другие учетные решения.

Ключевой результат проекта автоматизации состоит в том, чтобы финансовой службе уйти от трудоемких и ненадежных (с точки зрения достоверности) методов учета. Когда формирование данных по GAAP велось средствами Excel, специалисты отдела консолидации и трансформации отчетности буквально ночевали на работе. Составление консолидированной отчетности в "1С:Управление производственным предприятием 8" высвободило ресурсы, появилась возможность работать в режиме реального времени и оперативно предоставлять прогнозные данные. Это уже не посмертный учет, а живая информация - на ее основе можно эффективно планировать работу группы. Причем уровень достоверности данных вырос на порядок, не говоря уже о том, что аналитические возможности новой системы значительно шире тех, которые были доступны в Excel.

Помимо автоматического сбора информации, ERP-решение формирует лаконичные экспертные оценки на основе полученных данных. То есть ставит первичный диагноз, пусть даже неутешительный. По результатам автоматической оценки платежеспособности предприятия ERP-системой может быть выдано заключение вида: "…предприятие находится в состоянии финансового кризиса. Денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже текущую кредиторскую задолженность. При неоднократном повторении подобной ситуации, может возникнуть вопрос о банкротстве предприятия… наблюдается снижение доходности производства…".

Это явный сигнал, что пора разбираться в отчетности и показателях, на основе которых поставлен такой диагноз. Цель - в максимально короткий срок исправить положение дел и получить, к примеру, такую картину улучшений при маржинальном анализе бизнеса с помощью 1С:УПП: "…В случае анализируемой организации маржинальный доход покрывает не только постоянные производственные, коммерческие и управленческие расходы предприятия, но и расходы по обслуживанию заемных средств. Это говорит о правильном выборе политики финансово-хозяйственной политики предприятия с точки зрения безубыточной работы…".

Давайте теперь разберемся, что следует предпринять, чтобы при посещении диагноста первое болезненное заключение сменилось вторым. Вернуть компанию в рабочее состояние, да еще и во времена всеобщего кризиса - задача не из легких, особенно если предприятие находится в одном шаге от точки невозврата и вот-вот скатится в банкротство. Диагностическими функциями системы придется пользоваться часто, благо при необходимости сеансы финансового анализа можно проводить с любой периодичностью: день, неделя, месяц, квартал, год. Система позволяет с той же периодичностью менять план профилактики и адекватного - при необходимости - лечения. В нашем случае таким планом будет бюджет. О том, как выстраивать бюджетирование в условиях падающего рынка - читайте в следующей статье.



ERP-решение для оздоровления бизнеса: общая диагностика


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Налог на доходы ниже прожиточного минимума

Нужно ли освободить от НДФЛ доходы ниже прожиточного минимума?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги