Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Действующие правила оформления БСО: практика применения

27.04.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Действующие правила оформления БСО: практика применения
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 было утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. На страницах нашего журнала мы уже неоднократно рассматривали вопросы применения указанного Положения. Однако с учетом большого числа нормативных правовых актов, появившихся в последнее время по данной проблематике, а также ваших вопросов, поступающих в редакцию, мы решили еще раз вернуться к этой теме. А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам, остановится на некоторых вопросах, связанных с применением бланков строгой отчетности.

Содержание


Анализ Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление) указывает на то, что по общему правилу формы БСО, утвержденные до 1 декабря 2008 года, подлежат применению лишь до указанной даты. После 1 декабря 2008 года Минфин России утратил право на утверждение форм БСО, поскольку в соответствии с утвержденным постановлениям Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) право на разработку форм БСО является компетенцией налогоплательщиков.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года любая организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе для осуществления расчетов в наличной форме утвердить собственный бланк БСО, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 Положения. Следовательно, если у организации и (или) индивидуального предпринимателя остались "старые" БСО, то с 1 декабря 2008 года нет никаких препятствий для их дальнейшего правомерного использования. Это связано с тем, что с 1 декабря 2008 года подобные "старые" БСО утратили статус обязательных, утвержденных государством. Вместе с тем, ничто не мешает организации (индивидуальному предпринимателю) по-прежнему рассматривать указанные бланки для себя, но уже в качестве "новой" формы БСО. Вследствие вышеизложенного организации могут использовать БСО, напечатанные в излишних количествах до 1 декабря 2008 года, и после этой даты. Единственное требование, предъявляемое Положением, - БСО должен содержать все реквизиты, предусмотренные Положением в качестве обязательных.

Так, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 указано на то, что с 1 декабря 2008 года для оформления оплаты за проживание в гостинице в качестве бланка строгой отчетности не может применяться форма № 3-Г "Счет", ранее утвержденная приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121.

Вместе с тем с учетом изложенного выше такой вывод Минфина России не соответствует требованиям Положения: налогоплательщик может продолжать использовать указанные формы БСО, если утвердит их для себя в качестве БСО и если таковые будут содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением.

Но следует учитывать, и мы это отмечали ранее, что для некоторых видов деятельности подобная свобода в разработке собственной формы БСО Положением не предусмотрена. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что если полномочия по разработке формы БСО отнесены к компетенции того или иного федерального органа государственной власти, то и применению подлежит только та форма БСО, которая будет утверждена соответствующим органом власти. Кроме того, пунктом 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами культурно-развлекательной сферы и сферы физической культуры и спорта, вправе утверждать формы БСО, подлежащие применению заинтересованными лицами.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года в некоторых сферах предпринимательской деятельности сохранилась обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей применять те формы БСО, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти. К настоящему времени утверждены следующие формы БСО, подлежащие применению:

  • формы БСО "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257;
  • форма БСО "Кинобилет", утвержденная приказом Минкультуры России от 08.12.2008 № 231.

Однако в соответствии с пунктом 2 Постановления "старые" БСО, утверждение "новых" форм которых отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, могут применяться и после 01.12.2008 вплоть до такого утверждения.

Право органов государственной власти по утверждению форм БСО

Анализ Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление) указывает на то, что по общему правилу формы БСО, утвержденные до 1 декабря 2008 года, подлежат применению лишь до указанной даты. После 1 декабря 2008 года Минфин России утратил право на утверждение форм БСО, поскольку в соответствии с утвержденным постановлениям Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) право на разработку форм БСО является компетенцией налогоплательщиков.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года любая организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе для осуществления расчетов в наличной форме утвердить собственный бланк БСО, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 Положения. Следовательно, если у организации и (или) индивидуального предпринимателя остались "старые" БСО, то с 1 декабря 2008 года нет никаких препятствий для их дальнейшего правомерного использования. Это связано с тем, что с 1 декабря 2008 года подобные "старые" БСО утратили статус обязательных, утвержденных государством. Вместе с тем, ничто не мешает организации (индивидуальному предпринимателю) по-прежнему рассматривать указанные бланки для себя, но уже в качестве "новой" формы БСО. Вследствие вышеизложенного организации могут использовать БСО, напечатанные в излишних количествах до 1 декабря 2008 года, и после этой даты. Единственное требование, предъявляемое Положением, - БСО должен содержать все реквизиты, предусмотренные Положением в качестве обязательных.

Так, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 указано на то, что с 1 декабря 2008 года для оформления оплаты за проживание в гостинице в качестве бланка строгой отчетности не может применяться форма № 3-Г "Счет", ранее утвержденная приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121.

Вместе с тем с учетом изложенного выше такой вывод Минфина России не соответствует требованиям Положения: налогоплательщик может продолжать использовать указанные формы БСО, если утвердит их для себя в качестве БСО и если таковые будут содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением.

Но следует учитывать, и мы это отмечали ранее, что для некоторых видов деятельности подобная свобода в разработке собственной формы БСО Положением не предусмотрена. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что если полномочия по разработке формы БСО отнесены к компетенции того или иного федерального органа государственной власти, то и применению подлежит только та форма БСО, которая будет утверждена соответствующим органом власти. Кроме того, пунктом 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами культурно-развлекательной сферы и сферы физической культуры и спорта, вправе утверждать формы БСО, подлежащие применению заинтересованными лицами.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года в некоторых сферах предпринимательской деятельности сохранилась обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей применять те формы БСО, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти. К настоящему времени утверждены следующие формы БСО, подлежащие применению:

  • формы БСО "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257;
  • форма БСО "Кинобилет", утвержденная приказом Минкультуры России от 08.12.2008 № 231.

Однако в соответствии с пунктом 2 Постановления "старые" БСО, утверждение "новых" форм которых отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, могут применяться и после 01.12.2008 вплоть до такого утверждения.

Автоматизированная система как способ изготовления БСО

В соответствии с пунктом 4 Положения БСО могут изготавливаться как типографским способом, так и посредством автоматизированной системы. Вместе с тем, к изготовлению БСО с помощью автоматизированной системы пунктом 11 Положения предъявляются достаточно серьезные требования:

  • система должна иметь защиту от несанкционированного доступа;
  • фиксировать все операции с БСО в течение 5 лет;
  • каждому БСО автоматизированной системой должен присваиваться уникальный номер и серия бланка.

Вследствие вышеизложенного трудно не согласиться с мнением Минфина России (письма от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353) о том, что автоматизированная система не может отождествляться просто с печатающим устройством (с компьютером). К сожалению, непосредственно ни Постановление, ни Положение не предусмотрели каких-либо специальных технических критериев, которым должна соответствовать автоматизированная система. Вместе с тем, исходя из ее предназначения (оформление БСО) и предъявляемых к ней требованиям последняя фактически должна соответствовать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике (письма Минфина России от 27.01.2009 № 03-01-15/1-28, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, № 03-01-15/11-365).

Таким образом, в настоящее время представляется весьма затруднительным использование автоматизированных систем для оформления бланков строгой отчетности в силу отсутствия должного правового регулирования указанных процессов.

В случае принятия соответствующего решения организация и (или) индивидуальный предприниматель обязаны доказать, что используемая автоматизированная система соответствует всем требованиям, предусмотренным пунктом 11 Положения.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Налог на доходы ниже прожиточного минимума

Нужно ли освободить от НДФЛ доходы ниже прожиточного минимума?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги