Материал подготовил А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам (e-mail: kaafsnp@mail.ru).

Содержание

В целях исчисления "белорусского" НДС в налоговую базу включаются расходы по доставке приобретаемых товаров непосредственно до покупателя, а не только в части, приходящейся на доставку до границы между Россией и Беларусью

Суть проблемы

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.04.2004 года (далее - Соглашение) установлены принципы взимания косвенных налогов при перемещении товаров между сторонами Соглашения. В соответствии с пунктом 2 Положения о взимании косвенных налогов, утвержденного Соглашением, при ввозе товаров на территорию одного из договаривающихся государств налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости собственно товаров, а также иных расходов, связанных с их приобретением, в том числе расходов по доставке товаров.

Правоприменительная практика поставила вопрос относительно того, какая часть указанных расходов должна быть включена в налоговую базу для исчисления НДС: до границы или до конечного пункта доставки.

Судебные решения

Налогоплательщик при ввозе товаров из Беларуси, включил в налоговую базу по НДС сумму расходов по доставке приобретенных товаров только в части, приходящейся до границы РФ, руководствуясь пунктом 4 статьи 160 НК РФ. В соответствии с указанной нормой в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке только до границы РФ.

Налоговый орган настаивал на том, что Соглашение как акт международного права в соответствии со статьей 7 НК РФ имеет приоритет по отношению к НК РФ. Вследствие этого, положения статьи 160 НК РФ в рассматриваемой ситуации не могут применяться, поскольку устанавливают правила, отличные от тех, которые предусмотрены Соглашением.

ВАС РФ, отменяя судебные акты по данному спору, вынесенные нижестоящими арбитражными судами в пользу налогоплательщика, согласился с доводами налогового органа. ВАС РФ (как и налоговые органы) усмотрел нарушение иерархии нормативных правовых актов, примененных судами, поскольку норма международного права имеет приоритет над нормами национального законодательства (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, статья 7 НК РФ). Таким образом, применение пункта 4 статьи 160 НК РФ в описанном споре было признано необоснованным.

При анализе же норм Соглашения ВАС РФ пришел к выводу, что международный акт не содержит каких-либо положений, предусматривающих возможность распределения расходов по доставке приобретаемых товаров до границы и после таковой.

Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.03.2009 № 15238/08

Арбитражная практика. В целях исчисления «белорусского» НДС расходы по доставке не деляться на «до» и «после» границы

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии