Разъяснения ФНС по торговому сбору

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введена глава - «Торговый сбор», который относится к местным налогам. Москва стала первым городом, в котором новый торговый сбор нужно уплачивать с 1 июля 2015 года. В статье эксперты «1С» комментируют разъяснения ФНС России об особенностях его исчисления и уплаты, постановки на учет в налоговых органах плательщиков сбора. Приведена актуальная информация о поддержке торгового сбора в «1С:Предприятии».

Содержание

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен в Москве

В письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ ФНС России представила разъяснения по применению торгового сбора. Напомним, что плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования (города федерального значения) определенную предпринимательскую деятельность. При этом деятельность должна проходить с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ). В настоящее время торговый сбор введен только на территории столицы и регулируются законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее - Закон № 62).

Торговым сбором в г. Москве облагается (ст. 2 Закона № 62):

  • торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов;
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • развозная и разносная торговля;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • организация розничных рынков.

Кроме того, Законом № 62 установлен ряд льгот по отдельным видам торговой деятельности, а также для некоторых категорий плательщиков сбора. Рассмотрим наиболее важные из разъяснений налогового ведомства.

ИС 1С:ИТС

Подробнее об особенностях торгового сбора в Москве, о видах торговой деятельности, месте ее осуществления и ставках торгового сбора за квартал, читайте в справочнике «Торговый сбор» в разделе «Налоги и взносы» http://its.1c.ru/db/taxtrfee#content:11:hdoc.

Постановка на учет плательщиков торгового сбора

Встать на учет плательщику торгового сбора необходимо не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Для этого следует представить в налоговую инспекцию специальное уведомление (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ).

Формы уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (форма ТС-1), о снятии с учета (форма ТС-2), форматы их представления в электронной форме и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ (действует с 03.08.2015). Ранее формы уведомлений были доведены до сведения плательщиков торгового сбора письмом ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@.

Каждый плательщик подлежит постановке на учет один раз. Если в дальнейшем будут представлены новые уведомления в связи с возникновением нового объекта (либо получением информации о новом объекте), повторной постановки на учет не происходит.

Относительно порядка постановки на учет отметим следующее.

Согласно пункту 7 статьи 416 НК РФ постановка на учет осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества.
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Понятий движимого и недвижимого имущества НК РФ не содержит, поэтому согласно статье 11 НК РФ можно использовать понятия из других отраслей. Так, в статье 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Все остальное имущество признается движимым.

В рассматриваемом письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ представители ФНС России несколько расширили норму пункта 7 статьи 416 НК РФ и предлагают осуществлять постановку на учет:

1) по месту нахождения объекта недвижимого имущества в отношении следующих видов торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
  • деятельность по организации розничных рынков.

2) по месту нахождения организации в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети.

Ни в главе 33 НК РФ, ни в комментируемом письме нет понятий объектов стационарной торговой сети и нестационарной торговой сети. Такие понятия есть:

  • в главе 26.3 НК РФ о ЕНВД;
  • в главе 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения», в которую есть отсылка из главы 33 НК РФ «Торговый сбор», но только на понятие «площадь торгового зала»;
  • в постановлениях Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП, от 03.02.2011 № 26-ПП.

Из анализа приведенных норм следует, что один и тот же объект, например, павильон в одном случае признается стационарным объектом (ст. 346.43 НК РФ), а в другом - нестационарным (пп. 6 п. 4 Порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП).

Пунктами 25 и 26 Порядка заполнения Уведомления, утв. приказом ФНС от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@, предусмотрено при выборе в качестве деятельности торговли через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них (коды «03» и «01») по каждому объекту указывать его кадастровый номер. Однако из формата уведомления следует, что данный реквизит не является обязательным для заполнения.

Исходя из этого, по нашему мнению, при определении места подачи уведомления стоит учитывать понятие движимого и недвижимого имущества, приведенное в ГК РФ. В случае сомнений можно этот вопрос уточнить в инспекции.

Если несколько объектов торговли в Москве находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили раньше, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ), либо объекта, указанного первым в уведомлении о постановке на учет.

Информацию о том, какой КПП указывается в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, если объект обложения находится в обособленном подразделении, можно найти на сайте.

Если плательщик торгового сбора не представил уведомление, то налоговая инспекция может поставить его на учет в Москве на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москвы (п. 1 ст. 416 НК РФ, п. 2 ст. 418 НК РФ).

В решениях «1С:Предприятие» уведомления для плательщиков торгового сбора реализованы.

О том, как отправить в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора на примере программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0, см. на сайте.

Исчисление и уплата торгового сбора

Торговый сбор уплачивается по каждому объекту отдельно раз в квартал.

При этом если в течение квартала произошло увеличение количества объектов (или их площадей), то указанное изменение должно быть учтено в этом же периоде, даже если факт увеличения имел место в последний день.

А если произошло уменьшение количества объектов (или их площадей), то это изменение подлежит учету только со следующего периода.

По мнению налогового ведомства, такой порядок следует из пункта 1 статьи 412 НК РФ.

Уплачивать торговый сбор (в силу п. 2 ст. 417 НК РФ) необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим периодом обложения (кварталом).

ИС 1С:ИТС

О порядке исчисления и уплаты торгового сбора читайте в справочнике «Торговый сбор» в разделе «Налоги и взносы».

ФНС России пояснила, какие коды ОКТМО указывать в зависимости от порядка уплаты:

  • если оплата производится по месту нахождения объекта недвижимости, указывается код ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора;
  • если оплата производится по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указывается код ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.

Как было указано выше, поставить на учет плательщика взносов налоговый орган может самостоятельно на основании информации уполномоченного органа. В этом случае инспекция в течение 30 дней с момента поступления информации направляет требование об уплате сбора плательщику. Сумма сбора в требовании будет указана на основании той информации, которая получена.

Срок исполнения требования - 8 рабочих дней с момента получения (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Однако, по мнению ФНС России, если этот срок наступает раньше срока уплаты торгового сбора, плательщик должен заплатить сбор в сроки, установленные законодательством. Ответственности за неисполнение требования в этом случае не будет.

Ответственность и порядок рассмотрения жалоб

Ответственность за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе установлена пунктом 1 статьи 116 НК РФ и влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей. Налоговое ведомство разъяснило - за непредставление уведомления о постановке на учет данная норма не применяется, но возможно привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ. При отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ, штраф составит 200 рублей.

Кроме того, проверяющие отметили, что ведение деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции влечет штраф в размере 10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Что касается порядка рассмотрения жалоб, то возможны два варианта.

Если жалоба подается на акты или действия Департамента экономической политики и развития г. Москвы, например, на акт о выявлении недостоверных сведений по объекту торгового сбора, она должна подаваться и рассматриваться в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Если жалоба подается на действия или акты налоговых органов, то они рассматриваются в порядке, установленном главами 19 и 20 НК РФ.

Рекомендации плательщикам торгового сбора

Подводя итоги, отметим, что с 1 июля 2015 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в Москве деятельность с использованием объекта осуществления торговли, должны уплачивать торговый сбор.

Встать на учет в налоговой инспекции плательщик торгового сбора обязан, даже если он имеет право на существующую льготу.

Такая информация указывается в уведомлении о постановке на учет (форма ТС-1).

В настоящее время плательщики торгового сбора сталкиваются с отсутствием в главе 33 НК РФ определений, относящихся к торговым объектам. Поэтому, по нашему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться нормами постановлений Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП и от 03.02.2011 № 26-ПП. Именно такие разъяснения даны Департаментом экономической политики и развития города Москвы (www.depr.mos.ru). Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по применению торгового сбора (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15) можно найти на сайте.

В случае возникновения спорных ситуаций плательщик сбора вправе подать жалобу как на акты и действия Департамента, так и налоговой инспекции. В обоих случаях такие жалобы рассматриваются вышестоящими органами.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии