Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Энциклопедия проверок: ФНС (часть 5) - налоговый мониторинг (раздел V.2 НК РФ)

25.04.2016
Отправить на почту
Написать комментарий

В пятой части цикла, посвященного контрольной работе налоговых органов, А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, рассказывают еще об одной форме контроля - о налоговом мониторинге. Это форма контроля распространяется не на всех налогоплательщиков. Она доступна только для определенного круга организаций.

Содержание


От редакции: Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ (далее – Закон № 348-ФЗ) дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (статьи 105.26-105.31). Новая форма взаимодействия с налоговыми органами разработана в целях реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. Подробнее об этом читайте на сайте http://buh.ru/articles/documents/39714/. Закон № 348-ФЗ действует с 01.01.2015, положения раздела V.2 части первой НК РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 01.01.2016 (п. 2 ст. 2 Закона № 348-ФЗ).

Как и налоговые проверки, налоговый мониторинг (НМ) – это проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами) налогов и сборов.

Отличия НМ от налоговых проверок состоят в том, что:

  • Во-первых, НМ проводится только в отношении организаций, причем имеющих определенные суммовые показатели по налоговым платежам, величине дохода и стоимости активов. Подробнее критерии, при соответствии которым организация вправе применять НМ, изложены ниже в разделе «Условия проведения».
  • Во-вторых, в период проведения НМ проверяемое лицо-организация фактически в режиме реального времени обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. Налоговый орган в ходе НМ осуществляет проверку правильности исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в процессе их начисления, а не по результатам, как при налоговых проверках.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Налоговый мониторинг. Основные параметры мероприятия

Налоговый мониторинг

Регулирование

Норма, которой регулируется

Раздел V.2 НК РФ

В отношении кого проводится

Организации, являющиеся по законодательству РФ налогоплательщикам, плательщиками сборов, налоговыми агентами, и удовлетворяющие критериям, перечисленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ

Документ, которым инициируется

По заявлению организации, на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового мониторинга

Кем проводится

Уполномоченными должностными лицами (налоговыми инспекторами) налогового органа, вынесшего Решение о проведении мониторинга, в соответствии с их служебными обязанностями

Место проведения

По месту нахождения налогового органа, в котором организация состоит на учете

Срок проведения

С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Документы (информация), являющиеся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также регистры налогового и бухгалтерского учета



Схема порядка проведения налогового мониторинга представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема порядка проведения налогового мониторинга


Условия проведения

Налоговый мониторинг может быть проведен в отношении организации, у которой одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  2. Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  3. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Заявление о проведении НМ

Налоговый мониторинг проводится по Заявлению организации. Заявление о проведении НМ может подать организация, соответствующая перечисленным выше критериям.

  1. Заявление о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@, далее – Приказ № ММВ-7-15/184@) представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг*.
  2. Примечание: * Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

    Схема порядка представления Заявления и вынесения Решения представлена на рисунке 2.


    ФНС-5_Рис-2

    Рис. 2. Схема порядка представления Заявления о проведении налогового мониторинга и вынесения Решения


  3. Одновременно с Заявлением должны быть представлены:
    • разработанный организацией Регламент информационного взаимодействия (далее - Регламент);
    • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
    • учетная политика организации для целей налогообложения, действующая на момент представления заявления.
  4. Заявление о проведении налогового мониторинга может быть отозвано организацией до принятия налоговым органом Решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Для этого в налоговый орган организацией представляется письменное заявление (в произвольной форме).
  5. Регламент информационного взаимодействия с налоговым органом разрабатывается организацией по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@. В Регламенте организация отражает, в каком порядке предоставляет налоговому органу документы (информацию), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов: в электронной форме и (или) путем обеспечения доступа к информационным системам организации, а также порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Порядок проведения НМ

Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговый орган выносит Решение о проведении налогового мониторинга или Решение об отказе в его проведении.

  1. Решение о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 6 к Приказу № ММВ-7-15/184@) или Решение об отказе в проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 7 к Приказу № ММВ-7-15/184@ выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  2. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. В проведении налогового мониторинга может быть отказано в случае:
    • непредставления или представления организацией не в полном объеме документов (информации), предоставляемых совместно с Заявлением;
    • несоблюдения организацией условий, дающих право на проведение в отношении неё налогового мониторинга;
    • несоответствия Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
  3. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
  4. Срок проведения налогового мониторинга: с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг.
  5. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации, чтобы она представила соответствующие пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внесла необходимые исправления (в течение 10 рабочих дней), если при проведении налогового мониторинга выявлены:
    • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
    • несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
  6. Налоговый орган обязан составить Мотивированное мнение, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов.
  7. При проведении налогового мониторинга должностные лица налогового органа, проводящие налоговый мониторинг, вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (форма требования по КНД 1165013, Приложение № 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, далее – Приказ № ММВ-7-2/189@). Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в установленный срок (десять рабочих дней со дня получения требования), организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, может направить должностным лицам налогового органа, проводящим налоговый мониторинг, письменный запрос о продлении сроков предоставления документов (информации).
  8. Решение о продлении сроков / отказе в продлении сроков (форма по КНД 1160075, Приложение № 16 к Приказу № ММВ-7-2/189@) выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  9. Мотивированное мнение налогового органа (позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов) составляется либо:
    • по инициативе налогового органа – в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В этом случае оно направляется налогоплательщику в течение 5 дней со дня составления Мотивированного мнения;
    • по запросу организации. Запрос направляется организацией не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение направляется организации в течение 1 месяца со дня получения Запроса. Этот срок может быть продлен на 1 месяц, если нужно истребовать у организации или у иных лиц документы (информацию), которая нужна для составления Мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
  10. Мотивированное мнение должно быть составлено по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@ (Приложения № 4,5). Подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  11. О согласии с Мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии), при несогласии – вправе представить разногласия.
  12. Не позднее двух месяцев от даты окончания проведения налогового мониторинга налоговый орган должен уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены организации.

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия с Мотивированным мнением организация вправе представить свои Разногласия:

  1. Разногласия представляются в течение одного месяца со дня получения Мотивированного мнения в налоговый орган, которым составлено это Мотивированное мнение.
  2. Рассмотрение представленных организацией Разногласий совместно с Мотивированным мнением и иными имеющимися у налогового органа документами (Взаимосогласительная процедура) проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с участием налогового органа, которым составлено Мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
  3. По результатам Взаимосогласительной процедуры руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выносится Уведомление об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения.
  4. Организация в течение одного месяца со дня получения Уведомления об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения должна уведомить налоговый орган, которым составлено Мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с Мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии).

Досрочное прекращение НМ

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. При этом организация должна быть письменно, но не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг, уведомлена налоговым органом о досрочном прекращении налогового мониторинга. Форма уведомления произвольная. Основаниями для досрочного прекращения налогового мониторинга являются:

  • неисполнение организацией Регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

Проверочная деятельность налоговых органов в ходе проведения НМ

За период проведения налогового мониторинга налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки только в определенных случаях:

  1. Камеральные налоговые проверки - при представлении:
    • налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
    • налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
    • уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
    • досрочном прекращении налогового мониторинга.
  2. 2. Выездные налоговые проверки - при:
    • проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
    • досрочном прекращении налогового мониторинга;
    • невыполнении налогоплательщиком Мотивированного мнения налогового органа.

Если впоследствии у организации в результате выполнения Мотивированного мнения налогового органа возникнет недоимка, организация будет освобождена от начисления пеней и штрафов (абз. первый п. 8 ст. 75, абз. первый подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), за исключением случаев, когда Мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. второй п. 8 ст. 75, абз. второй подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

От редакции. С предыдущими статьями, посвященными контрольным мероприятиям ФНС, а также проверкам других надзорных органов, можно ознакомиться на сайте http://buh.ru по тэгу «энциклопедия проверок».
Отправить на почту
Написать комментарий

Комментарии 0

Пока нет комментариев
Это ответ на комментарий (отмена - x)
Отображаемое имя:

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 54-ФЗ 6-НДФЛ CRM IT-компании авансовый платеж автозаполнение реквизитов Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство без ККТ безвозмездная передача имущества безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм взыскание налогов видео 1С видео-уроки 1С водный налог возврат налогов возврат переплаты возмещение расходов восстановление НДС выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам вычет НДС вычет по НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация гражданско-правовой договор графики работы дебиторка декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду декларация по алкоголю декларация по налогу на прибыль декларация по НДС День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ единый расчет по страховым взносам ЕНВД ЕСН ЕСХН задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 изменения-2017 имущественные вычеты имущественные налоги имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ип на усн ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции кассовый чек КБК КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консолидированная группа контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лекарственные препараты лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая задолженность налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговая ставка налоговое администрирование налоговые льготы налоговые споры налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по ндс налоговый агент по ндфл налоговый агент по НДФЛ налоговый вычет налоговый вычет по ндфл налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налоговый учет расходов налогообложение доходов налогоплательщик начисление амортизации начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ негативное воздействие на окружающую среду неотделимые улучшения неприменение ккт нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с обязанности налогоплательщика обязательное социальное страхование обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг ОКВЭД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от ндфл основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в пфр отчетность в росприроднадзор отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность в фсс отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры оформление счетов-фактур охрана труда патентная система патентная система налогообложения ПБУ 18 первичные документы передача имущества перенос убытков персонифицированный учет плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с повышение налогов повышение ставок подакцизные товары подача уведомления подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений применение ККТ приостановление операций по счету проверки бизнеса продажа алкогольной продукции прожиточный минимум производственный календарь проф. Пятов ПСН путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация ККТ регистрация юридических лиц реестр ККТ реорганизация розничная торговля росалкогольрегулирование РСВ-1 самое новое в 1С:Бухгалтерии самозанятые граждане свод отчетов секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставки страховых взносов стандартные вычеты стандартный налоговый вычет стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебная практика судебное решение судебный вердикт суточные счет-фактура табачные изделия таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата госпошлины уплата налога уплата налогов уплата НДС уплата сбора упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в бюджетных учреждениях учет в госорганизациях учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при усн учет реализации учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика факсимиле федеральный стандарт бухгатерского учета ФИАС фиксированные страховые взносы финансовый анализ ФНС РФ форма 6-НДФЛ форма заявления формы документов хроники 54-ФЗ штрафные санкции экологические платежи экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги