В пятой части цикла, посвященного контрольной работе налоговых органов, А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, рассказывают еще об одной форме контроля - о налоговом мониторинге. Это форма контроля распространяется не на всех налогоплательщиков. Она доступна только для определенного круга организаций.

Содержание

От редакции: Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ (далее – Закон № 348-ФЗ) дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (статьи 105.26-105.31). Новая форма взаимодействия с налоговыми органами разработана в целях реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. Подробнее об этом читайте на сайте /articles/documents/39714/. Закон № 348-ФЗ действует с 01.01.2015, положения раздела V.2 части первой НК РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 01.01.2016 (п. 2 ст. 2 Закона № 348-ФЗ).

Как и налоговые проверки, налоговый мониторинг (НМ) – это проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами) налогов и сборов.

Отличия НМ от налоговых проверок состоят в том, что:

  • Во-первых, НМ проводится только в отношении организаций, причем имеющих определенные суммовые показатели по налоговым платежам, величине дохода и стоимости активов. Подробнее критерии, при соответствии которым организация вправе применять НМ, изложены ниже в разделе «Условия проведения».
  • Во-вторых, в период проведения НМ проверяемое лицо-организация фактически в режиме реального времени обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. Налоговый орган в ходе НМ осуществляет проверку правильности исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в процессе их начисления, а не по результатам, как при налоговых проверках.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Налоговый мониторинг. Основные параметры мероприятия

Налоговый мониторинг

Регулирование

Норма, которой регулируется

Раздел V.2 НК РФ

В отношении кого проводится

Организации, являющиеся по законодательству РФ налогоплательщикам, плательщиками сборов, налоговыми агентами, и удовлетворяющие критериям, перечисленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ

Документ, которым инициируется

По заявлению организации, на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового мониторинга

Кем проводится

Уполномоченными должностными лицами (налоговыми инспекторами) налогового органа, вынесшего Решение о проведении мониторинга, в соответствии с их служебными обязанностями

Место проведения

По месту нахождения налогового органа, в котором организация состоит на учете

Срок проведения

С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Документы (информация), являющиеся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также регистры налогового и бухгалтерского учета



Схема порядка проведения налогового мониторинга представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема порядка проведения налогового мониторинга


Условия проведения

Налоговый мониторинг может быть проведен в отношении организации, у которой одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  2. Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  3. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Заявление о проведении НМ

Налоговый мониторинг проводится по Заявлению организации. Заявление о проведении НМ может подать организация, соответствующая перечисленным выше критериям.

  1. Заявление о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@, далее – Приказ № ММВ-7-15/184@) представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг*.
  2. Примечание: * Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

    Схема порядка представления Заявления и вынесения Решения представлена на рисунке 2.


    ФНС-5_Рис-2

    Рис. 2. Схема порядка представления Заявления о проведении налогового мониторинга и вынесения Решения


  3. Одновременно с Заявлением должны быть представлены:
    • разработанный организацией Регламент информационного взаимодействия (далее - Регламент);
    • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
    • учетная политика организации для целей налогообложения, действующая на момент представления заявления.
  4. Заявление о проведении налогового мониторинга может быть отозвано организацией до принятия налоговым органом Решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Для этого в налоговый орган организацией представляется письменное заявление (в произвольной форме).
  5. Регламент информационного взаимодействия с налоговым органом разрабатывается организацией по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@. В Регламенте организация отражает, в каком порядке предоставляет налоговому органу документы (информацию), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов: в электронной форме и (или) путем обеспечения доступа к информационным системам организации, а также порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Порядок проведения НМ

Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговый орган выносит Решение о проведении налогового мониторинга или Решение об отказе в его проведении.

  1. Решение о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 6 к Приказу № ММВ-7-15/184@) или Решение об отказе в проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 7 к Приказу № ММВ-7-15/184@ выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  2. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. В проведении налогового мониторинга может быть отказано в случае:
    • непредставления или представления организацией не в полном объеме документов (информации), предоставляемых совместно с Заявлением;
    • несоблюдения организацией условий, дающих право на проведение в отношении неё налогового мониторинга;
    • несоответствия Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
  3. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
  4. Срок проведения налогового мониторинга: с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг.
  5. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации, чтобы она представила соответствующие пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внесла необходимые исправления (в течение 10 рабочих дней), если при проведении налогового мониторинга выявлены:
    • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
    • несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
  6. Налоговый орган обязан составить Мотивированное мнение, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов.
  7. При проведении налогового мониторинга должностные лица налогового органа, проводящие налоговый мониторинг, вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (форма требования по КНД 1165013, Приложение № 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, далее – Приказ № ММВ-7-2/189@). Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в установленный срок (десять рабочих дней со дня получения требования), организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, может направить должностным лицам налогового органа, проводящим налоговый мониторинг, письменный запрос о продлении сроков предоставления документов (информации).
  8. Решение о продлении сроков / отказе в продлении сроков (форма по КНД 1160075, Приложение № 16 к Приказу № ММВ-7-2/189@) выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  9. Мотивированное мнение налогового органа (позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов) составляется либо:
    • по инициативе налогового органа – в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В этом случае оно направляется налогоплательщику в течение 5 дней со дня составления Мотивированного мнения;
    • по запросу организации. Запрос направляется организацией не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение направляется организации в течение 1 месяца со дня получения Запроса. Этот срок может быть продлен на 1 месяц, если нужно истребовать у организации или у иных лиц документы (информацию), которая нужна для составления Мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
  10. Мотивированное мнение должно быть составлено по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@ (Приложения № 4,5). Подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  11. О согласии с Мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии), при несогласии – вправе представить разногласия.
  12. Не позднее двух месяцев от даты окончания проведения налогового мониторинга налоговый орган должен уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены организации.

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия с Мотивированным мнением организация вправе представить свои Разногласия:

  1. Разногласия представляются в течение одного месяца со дня получения Мотивированного мнения в налоговый орган, которым составлено это Мотивированное мнение.
  2. Рассмотрение представленных организацией Разногласий совместно с Мотивированным мнением и иными имеющимися у налогового органа документами (Взаимосогласительная процедура) проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с участием налогового органа, которым составлено Мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
  3. По результатам Взаимосогласительной процедуры руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выносится Уведомление об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения.
  4. Организация в течение одного месяца со дня получения Уведомления об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения должна уведомить налоговый орган, которым составлено Мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с Мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии).

Досрочное прекращение НМ

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. При этом организация должна быть письменно, но не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг, уведомлена налоговым органом о досрочном прекращении налогового мониторинга. Форма уведомления произвольная. Основаниями для досрочного прекращения налогового мониторинга являются:

  • неисполнение организацией Регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

Проверочная деятельность налоговых органов в ходе проведения НМ

За период проведения налогового мониторинга налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки только в определенных случаях:

  1. Камеральные налоговые проверки - при представлении:
    • налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
    • налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
    • уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
    • досрочном прекращении налогового мониторинга.
  2. 2. Выездные налоговые проверки - при:
    • проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
    • досрочном прекращении налогового мониторинга;
    • невыполнении налогоплательщиком Мотивированного мнения налогового органа.

Если впоследствии у организации в результате выполнения Мотивированного мнения налогового органа возникнет недоимка, организация будет освобождена от начисления пеней и штрафов (абз. первый п. 8 ст. 75, абз. первый подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), за исключением случаев, когда Мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. второй п. 8 ст. 75, абз. второй подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

От редакции. С предыдущими статьями, посвященными контрольным мероприятиям ФНС, а также проверкам других надзорных органов, можно ознакомиться на сайте https://buh.ru по тэгу «энциклопедия проверок».
Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии