10 вопросов о спецоценке условий труда, которые волнуют всех
31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют закончить процедуру спецоценки (СОУТ), могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей. 

Предлагаем вашему вниманию ответы на 10 самых распространенных вопросов о спецоценке.

Какие работодатели могут не проводить спецоценку?

Абсолютно все работодатели должны провести спецоценку. Проведение СОУТ не зависит от:

  • организационно-правовой формы, т.е. все коммерческие и некоммерческие организации, а также государственные и частные предприятия, государственные и частные учреждения обязаны провести спецоценку;
  • количества работников, т.е. даже если работник всего один, СОУТ обязательна;
  • применяемой системы налогообложения – налогоплательщики на всех режимах обязаны проводить спецоценку;
  • размера полученной выручки – даже субъекты малого и среднего предпринимательства должны проводить спецоценку.

Должен ли ИП проводить спецоценку рабочих мест?

Если у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один наемный работник, он обязан провести спецоценку.

По прежнему законодательству работодатель не должен был проводить аттестацию рабочих мест. Нужно ли сейчас проводить спецоценку?

Несмотря на то, что законодательство о СОУТ пришло на смену нормам об аттестации рабочих мест по условиям труда, основания для проведения спецоценки отличаются. 

Если аттестацию по условиям труда нужно было проводить только при наличии вредных условий, то спецоценка обязательна при любых условиях работы.

Если у работодателя нет вредных работ (должностей), можно ли не проводить спецоценку?

Работодатели обязаны проводить СОУТ независимо от того, есть у них вредные или опасные работы или нет. 

При этом спецоценка в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых включены в списки для назначения досрочной пенсии, должна была быть проведена еще до 1 января 2015 года.

В организации есть только генеральный директор, который является единственным учредителем. Нужно ли проводить спецоценку?

Даже если у работодателя только один работник, он обязан провести спецоценку. 

Следовательно, если с генеральным директором заключен трудовой договор, то проведение СОУТ обязательно. 

Если трудовой договор не заключен, а обязанности генерального директора учредитель возложил на себя приказом, то можно обойтись без спецоценки.

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест бухгалтера, гендира и других офисных работников?

В отношении абсолютно всех рабочих мест необходимо провести специальную оценку (в том числе бухгалтера и руководителя). 

Послабление есть в том, что среди аналогичных рабочих мест (например, все сотрудники бухгалтерии, работающие в одном или в схожих кабинетах) можно оценить только 20%, но не менее 2.

Нужно ли проводить спецоценку в отношении рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы?

Рабочие места с разъездным характером оцениваются в том же порядке, что и стационарные рабочие места.

Спецоценку можно не проводить только в отношении:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, работающих у граждан, которые не являются ИП.

Если со всеми сотрудниками заключен договор гражданско-правового характера, нужно ли проводить спецоценку?

Нет, спецоценка проводится только в отношении рабочих мест тех работников, с которыми заключен трудовой договор. 

Следовательно, если у организации или ИП работают только исполнители по гражданско-правовым договорам, проводить СОУТ организация или ИП не обязаны.

Спецоценка проводится только один раз или ее придется проводить регулярно?

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем каждые 5 лет. 

Срок исчисляется с момента утверждения отчета о проведенной спецоценке.

Какая ответственность наступает за непроведение спецоценки?

За непроведение спецоценки налагается административный штраф:

  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на организации – от 60 000 до 80 000 рублей.

Если нарушение будет повторным, штрафы возрастают:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Вопросам проведения специальной оценки посвящен раздел в Справочнике кадровика на сайте its.1c.ru.

Источник: 1С:ИТС

Комментарии
  1. Злой бухгалтер

    Только бы деньги содрать с организаций. Кто-то поимеет со всех этих фирмочек, которые проводят спецоценку.

  2. true

    учитывая, как сейчас работодатели относятся к нормам об охране труда, тут не фирмочки соут должны заниматься, а вооруженные ордена святой инквизиции.

  3. Добрый самаритянин

    В расходы это не отнести? Надо с ФСС заморачиваться?

  4. Камералочка

    Это святая инквизиция и есть. Вы предлагаете их еще и вооружить. Компании пачками закрываются. Работать негде. Скоро сами будем умирать как мухи. Вам видимо нужна статистика сколько мух умерло. Гос предприятий как пальцев на руке. И что то нас туда не зовут. Заводов нет фабрик тоже. Какой СОУТ? Вопросы почитайте, если в компании  есть один работник. Один! Какой ему СОУТ. Конечно отжим денег.

  5. Налоговое бремя

    Вы о чем ? Очнитесь. Это просто оценка . У нас же налоговая нагрузка не увеличивается, а то что просто вместо налогов появляются разные обязательные платежи и сборы , так это не увеличение.

  6. Блондинка по зарплате

    Спецоценка проводится только один раз или ее придется проводить регулярно?



    Специальная оценка условий труда проводится не реже чем каждые 5 лет.



    Срок исчисляется с момента утверждения отчета о проведенной спецоценке.



    Ответ неверный

  7. Блондинка по зарплате

    Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда



    КонсультантПлюс: примечание.

    Работодателем подается уточненная декларация в отношении рабочих мест, условия труда на которых на 01.05.2016 признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 (ФЗ от 01.05.2016 N 136-ФЗ).



    КонсультантПлюс: примечание.

    Ч. 1 ст. 11 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 (ФЗ от 01.05.2016 N 136-ФЗ).

    1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

    2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

    5. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

    6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.



    ст. 11, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О специальной оценке условий труда" {КонсультантПлюс}


  8. chitatel

    Камералочка 13.11.2018

    ну так ведь работник, а не торговый автомат. или вы считаете, что с одним работником можно забить на охрану труда? понятно, что сейчас полно всяких липовых контор с одним или того меньшим количеством работников. непонятно, для чего эти конторы - ип, ооо и прочая нужны. и это.... на серьезных предприятиях с охраной труда как раз все в порядке, ну, более или менее. бардакт и беспредел творится вот в таких вот ип-шках, ооо-шках где работники работают как в средние века, да еще за свой счет и инвентарь себе покупают

    • Следящая за монитором

      chitatel, И тогда из закрытых ип-шек и ооо-шек всех заберут на серьезные предприятия... где все хорошо... :))))))  А по факту большинство работников будут сидеть без работы, и инвентарь покупать не надо...

    • Милый мой бухгалтер

      chitatel, бред какой вы написали