Записки неадекватного главбуха: секрет одновременного обслуживания 8 компаний
Иногда знакомые интересуются: «Как тебе удается вести восемь организаций?». Ну, людям, далеким от бухгалтерского учета, трудно понять, но в целом восемь компаний – это не так много. Из моих восьми регулярного присутствия требуют только три, остальные – на удаленке, раза 2–3 в месяц заехать, забрать первичку.

Рассказываю, что нужно сделать бухгалтеру, который решит вести сразу несколько компаний, чтоб не умереть сразу.

В начале месяца главное отметить в Google Календаре ключевые даты: обязательные ежемесячные платежи, начисление и выплата зарплаты по каждой организации, начисление отпускных (тоже по каждой организации) по графику отпусков, сдача ежемесячных отчетов, квартальные декларации – не крайние сроки, конечно, а даты, когда планируешь сдаваться. 

Без четкого планирования не просто легко что-то забыть, а вы обязательно забудете. Плавали, знаем. 

shutterstock_312287621.jpg

Записки неадекватного главбуха

БУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.

Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.

Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.

Среди моих директоров нет двух одинаковых.

Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.

При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.

Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.

Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.


P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.

Ждем ваши письма по адресу buh@1c.ru

В договорах на бухгалтерское обслуживание нужно четко прописать дни и часы присутствия в офисе, а также обязательства клиентов по самостоятельной проверке благонадежности своих контрагентов и сбору первичных документов. 

К клиентам, чьи бухгалтерские базы находятся в месте постоянной дислокации офиса, обеспечить бесперебойный доступ в любое время дня и ночи. В одном месте мне это удалось сделать, даже не предавая анафеме системного администратора.

А сам рабочий процесс все бухгалтеры представляют себе очень подробно: утро каждого дня начинается с проверки выписок банка по каждой организации и загрузки оных в бухгалтерскую базу. Затем разборка почты, ввод первички в базу. Первичку, разумеется, работодатель высылает в виде скан-копий. По сию пору приходится бороться с желающими отправить мне десяток-другой документов в виде фотографий в WhatsApp.

Решение насущных вопросов – в какой-то день их совсем немного, а иногда все 8 компаний как с цепи срываются. 

Причем вопросы порой бывают довольно заковыристые, требующие перелопачивания нормативки и воззвания к коллективному разуму коллег на бухгалтерских форумах. А бывают вопросы, на которые приходится отвечать по нескольку раз одно и то же. Поэтому предпочитаю переписку – всегда можно продублировать однажды написанное пространное разъяснение на тему: «А я в личном кабинете посмотрел, вы УСН переплатили!».

Я где-то этого директора даже понимаю. Очень хочется вернуть деньги из бюджета, а наш птичий язык: «Дело в том, что наши ежеквартальные перечисления налоговая видит при поступлении денег в бюджет, а начисления – раз в год после сдачи декларации» – никак не желает укладываться в его голове.

В итоге завела в своем почтовом ящике несколько отделений, куда раскладываю письма по контрагентам – какая переписка к какой организации относится. Выручает, знаете ли. 

Также выручают шаблоны и чек-листы, созданные в процессе деятельности и заботливо сохраненные на жестком диске, – позволяют экономить время и не изобретать каждый раз новый велосипед.

Основная масса развлечений остается, разумеется, на отчетный период, когда ко всей ежедневной вакханалии добавляется заполнение разного рода деклараций. 

Столкнулась с тем, что многие руководители считают бухгалтерскую и налоговую отчетность чем-то неважным, несущественным, чем-то несложным, что бухгалтер должен делать нажатием трех кнопок левой ногой. Отчетность, они уверены, не требует сосредоточенности, уединения и скрупулезности в расчетах – три кнопки, вы помните. Поэтому по всем организациям стараюсь отчетность создавать дома, в тишине.

Ну, и, разумеется, бухгалтеру никак нельзя без повышения квалификации. Во-первых, ради подтверждения зачем-то когда-то полученного аттестата профессионального бухгалтера, а во-вторых, законодательство меняется со скоростью звука, надо соответствовать. Предпочитаю вебинары и онлайн-конференции.

В общем, подводя итоги, одновременно восемь организаций – это не очень много только при условии, что работа правильно организована. Но в любом случае алгоритм действий каждый день одинаковый: сначала обязательная программа (зарплата, срочные платежи, декларации, почта), а потом – произвольная.  

Комментарии
  1. несистемный ад

    "В одном месте мне это удалось сделать, даже не предавая анафеме системного администратора"...ну да скачав тимвьювер на рабочий комп, и установив постоянный пароль 1234, а какую зп показываете свою за 8 контор, белую?

    • Бухгалтер-многостаночник

      несистемный ад, Оплата за услуги на расчетный счет предпринимателя- бухгалтера. Все белое. Взносы фиксированные плачу ежемесячно, и уменьшив на взносы УСНО 6%.

  2. Диана

    Спасибо! Замечательная статья для начинающего бухгалтера-фрилансера!

  3. Бухгалтер на все руки

    Возможно, если фирмы маленькие. А так ,  начисление отпусков согласно графику - это что-то из виртуально мира. да еще и почти каждый день увольнения.

    А если есть НДС и прибыль  по почти каждый день приходят из налоговой то запрос документов,  то разъяснение. Бухгалтеру в отпуск не уйти , даже на 2 недели.

    • Нервный внедренец

      Бухгалтер на все руки, Уже несколько лет так работаю, нормально все успеваю) Фирм бывало и побольше, почти все НДС-ные...  Согласна с автором полностью и поддерживаю)! Зп себе стараюсь выбивать белую, почти все соглашаются с третьего месяца работы).. Так что- пенсионные баллы копятся по максимуму)))

  4. Добрый инспектор

    Если вести восемь фирм, то зачем аттестат проф.бухгалтера? Этим "шушлайкам" если даже бухгалтер в штате не нужен, то и аттестат только для понтов...

  5. Квартальный отчетик

    У меня знакомая ведет два десятка организаций (на двоих с подругой). Облачная база, в ней куча организаций, с каждой настроена синхронизация с Розницей или Торговлей "на местах", клиент-банки автоматизированы (директ-банк), а чисто бухгалтерские данные заносят руками. Отчеты через 1С-отчетность. Фирмы небольшие (ИП, часто без сотрудников), работы не много. Конечно, восемь газпромов или магнитов не получится вести, а мелкие фирмочки то в чем сложность. Главное - разбираться в бухучете, новичку то не получится, ясное дело

    • Бухгалтер-виртуоз

      Квартальный отчетик, Если нет сотрудников, то как они там работает бухгалтерами ?

      • Главбух ТЛК

        Бухгалтер-виртуоз, Такие странные вопросы... Как и про "какую ЗП показываете"? Про ИП не слышали? Оказывающего бухуслуги. На УСН 6%. И абсолютно все вбелую.

      • Кредиторка

        Бухгалтер-виртуоз, Аутсорсинг. Уж не знаю, официально ли, но какое мне дело