Крепкое слово: что будет начальнику за оскорбление подчиненных
Работники не обязаны выслушивать от своего руководства нецензурную брань и оскорбления. Это может причинить им серьезные моральные страдания. С работодателя за оскорбления можно взыскать не только денежную компенсацию в пользу работника, но еще и административный штраф.

Что случилось

Работник обратился в Роструд с просьбой разъяснить свои права. По причине заболевания он не смог выйти на работу, о чем уведомил руководство и попросил заменить себя другим сотрудником.

Руководство компании в замене отказало. Сотрудник обратился в поликлинику и открыл больничный лист, о чем также сообщил работодателю посредством сообщения через WhatsApp. В ответ на данное сообщение директор организации послал сотрудника «на 3 буквы» и общение прекратил.

Сотрудник посчитал себя униженным и оскорбленным. В связи с этим он просил Роструд разъяснить, может ли он каким-либо образом наказать своего работодателя за подобное поведение.

Роструд подтвердил право работника на компенсацию морального вреда, причиненного нецензурной бранью работодателя. Мат и оскорбления со стороны начальства нарушают права сотрудников, причиняя им моральный вред и страдания.

При этом каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 352 ТК РФ). В частности, работник может потребовать от работодателя выплаты компенсации морального вреда.

Ответственность за мат и оскорбления

Моральный вред, причиненный оскорблениями со стороны работодателя, возмещается работнику в денежной форме (ст. 237 ТК РФ).

Причем компенсация выплачивается в размерах, определяемых соглашением работника и работодателя. Если работодатель отказывается платить компенсацию, ее можно взыскать через суд. Величину компенсации в таком случае определит сам суд, исходя из той суммы, которую затребует оскорбленный сотрудник.

При этом работник не обязан доказывать, что реально понес моральные страдания и травмы из-за нецензурных выражений работодателя. Достаточно доказать сам факт нецензурных выражений и ругани. Доказать это поможет переписка, показания свидетелей и т. д. Что немаловажно, никаких судебных расходов сотруднику оплачивать не нужно, даже если он проиграет суд.

Помимо выплаты компенсации морального вреда, работодатель-сквернослов может быть привлечен еще и к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление. Оскорблением считается унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме.

Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • от 1 000 до 3 000 рублей – для физлиц;

  • от 10 000 до 30 000 рублей – для руководства организации;

  • от 50 000 до 100 000 рублей – для самой организации.

Таким образом, работодателям следует быть осторожнее в выборе выражений. Мат и брань в адрес сотрудников могут дорого обойтись.

Источник: канал БУХ.1С в Яндекс.Дзен

Комментарии
  1. Минибух

    Искренне интересуюсь, кто оштрафует? Это семь кругов ада надо пройти, чтоб это все доказать. Еще и работу потеряешь. У нас начальник тоже орет, иногда и матерком бывает. Ну все привыкли и смирились, новую работу искать не очень хочется.

    • true

      Минибух, знаете, если у работника есть сильное желание наказать зарвавшегося начальника, он это сделает. невзирая на административные препоны и проволочки. обойдет все суды и всех участковых, но сделает. а доказать факт оскорбления, особенно сегодня, когда у каждого первого по несколько смартфонов и пишущих устройств, особого труда не составляет. видеозапись, пусть даже плохого качества, отлично справляется с этой задачей. а потеря работы - это вопрос последний. если цель - наказать работодателя, такие пустяки волновать не будут.

    • Бухгалтер-калькулятор

      Минибух, Зачем работать в месте, где оскорбляют? Да еще и матом...

      • true

        Бухгалтер-калькулятор, здесь уместнее задать другой вопрос - где бы найти такое место работы, где не матерятся на сотрудников, да и вообще на всех подряд? матерятся везде. но это не повод нигде не работать. с другой стороны здесь правильно говорится, что работники не обязаны выслушивать мат со стороны начальства. есть конкретные методы борьбы с подобным злоупотреблением. а применять эти средства или нет решает сам работник.

        • Зарплатная терапия

          true, Я работаю в таком месте. И везде, где я работала, не матерились на сотрудников.

          • true

            Зарплатная терапия, нормальная речь и достойное обращение между людьми, в том числе и среди начальников и их подчиненных должно быть нормой. никто и не спорит. но конкретно ваша ситуация - это скорее исключение из правил, а не само правило. найти такое место работы довольно трудно. увы. поэтому для всех других случаев в законе содержатся нормы, защищающие работников от произвола начальства.

  2. Нетипичный 1С-ник

    Странно, что в голову никому не приходит, что работник, к примеру, дебил, который вполне заслуживает такого подхода....

    • Добродушный кассир

      Нетипичный 1С-ник, Спокойно можно сказать возьми и переделай. Без свинячьего визга ??

    • Все знаю в 1С

      Нетипичный 1С-ник, Значит,начальник или сотрудник сам дебил или не умеет, или не хочет объяснить .

    • Irina

      Нетипичный 1С-ник, О, да. С некоторыми можно только нецензурно. Если бы еще и плеть узаконить. Качество работы возрастет стократно