Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Измайлова и Светлана Мягкова объясняют, может ли организация, применяющая общий режим налогообложения, признать в целях налогообложения прибыли расходы на изготовление каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах.

Организация (общий режим налогообложения) занимается оптово-розничной торговлей. Она заказала в типографии печатную продукцию - каталоги товаров, которые распространяются неопределенному кругу лиц в рекламных целях. Можно ли признать в целях налогообложения прибыли расходы на изготовление каталогов?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" «...реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Заметим, что указанные разъяснения ФАС России были направлены ФНС России в целях администрирования НДС в соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ для сведения и использования в работе (см. письмо ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@).

По нашему мнению, выводы, содержащиеся в разъяснениях ФАС России, можно применять и к нормам главы 25 НК РФ.

Таким образом, учитывая позицию ФАС России, информация о товаре (продукции) может считаться рекламной, если адресована для неопределенного круга лиц. В свою очередь, предназначенность информации именно для неопределенного круга лиц определяется по следующим признакам:

- отсутствие в рекламной информации указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена;

- распространение этой информации среди неопределенного круга лиц.

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) относятся к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

В силу пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на не нормируемые и нормируемые.

Расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов (ненормируемые расходы), предусмотрены абзацами вторым-четвертым пункта 4 статьи 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах.

Таким образом, расходы организации на изготовление каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, в силу абзаца четвертого пункта 4 статьи 264 НК РФ, относятся к ненормируемым расходам на рекламу.

Следовательно, расходы организации на изготовление каталогов с информацией о реализуемых ею товарах можно признать в целях налогообложения прибыли в полном объеме (см. письма Минфина России от 19.12.2012 № 03-03-06/1/669, от 24.10.2012 № 03-03-06/1/564).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии