Как учитываются хранящиеся на складе материалы, испорченные по вине работника, не являющегося материально ответственным лицом, если варианты их использования в дальнейшем не определены, и какие документы оформляются при принятии решения об утилизации или продаже испорченных материалов, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Степан Арыков и Дмитрий Игнатьев.

Организации причинен материальный ущерб - работником (не кладовщиком) испорчены материалы на складе (пленка, используемая для ламинирования продукции), составлен акт, сумма ущерба установлена. В настоящее время испорченные материалы продолжают находиться на складе, дальнейшие варианты их использования на данный момент неизвестны. Лицо, совершившее порчу имущества, согласно оплатить сумму ущерба. Как в дальнейшем отражать в бухгалтерском учете испорченные материалы? Какие документы оформляются при принятии решения об их утилизации или продаже?

Порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов регулируется нормами ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", а также Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В соответствии с пп. "в" п. 124 Методических указаний списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в случае выявлении недостач, хищений или порчи.

Согласно п. 125 Методических указаний подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц (далее - Комиссия). Комиссией осуществляются следующие функции:

а) непосредственный осмотр материалов;

б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);

в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;

д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);

е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;

ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);

з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.

Из изложенного следует, что принятие решения о дальнейшем использовании испорченных материалов принимается руководителем организации на основании информации, подготовленной для него Комиссией. Комиссия определяет возможность использования материалов на другие цели или их продажи, а также составляет акт на списание материалов (далее - Акт). Акт, утвержденный руководителем организации или лицом, им уполномоченным, является основанием для списания материалов с бухгалтерского учета.

На основании п. 126 Методических указаний в Акте указывается наименование списываемых материалов и их отличительные признаки, количество, фактическая себестоимость, установленный срок хранения, дата (месяц, год) поступления материалов, причина списания, информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.

В том случае, если будет установлена возможность дальнейшего использования испорченных материалов в деятельности организации, то их следует оприходовать на склад (в кладовую) на основании Акта и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Методических указаний).

Накладная на внутреннее перемещение материальных ценностей, как правило, выписывается в 3 экземплярах, из которых один экземпляр остается в подразделении, списывающем материалы, второй экземпляр передается подразделению, принимающему ценности, предусмотренные п. 129 Методических указаний, третий экземпляр передается в бухгалтерскую службу организации. Накладные на внутреннее перемещение материальных ценностей подписываются руководителями передающего и принимающего подразделений организации (п. 130 Методических указаний).

Согласно п. 120 Методических указаний продажа материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.

В заключение отметим, что в силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

В то же время нормы Закона № 402-ФЗ не содержат запрета на использование унифицированных форм первичных учетных документов, поэтому организация может продолжать применять их, если примет такое решение.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Комментарии