Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Продукты сотрудникам - не гумпомощь

02.04.2012
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Как отразить в бухучете продукты питания, приобретаемые организацией для сотрудников, и которые они впоследствии сами гтовят? Об этом рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кирилл Завьялов и Светлана Мягкова.

Строительная организация оплачивает продукты питания для рабочих, которые работают на объектах строительства. Специализированного подразделения (столовой) в организации нет.

Продукты - не готовые к употреблению, а требующие обработки (макароны, крупы, консервы и т.п.) Как правильно следует отразить такое продовольствие в бухгалтерском учете? Можно ли учесть его как гуманитарную помощь рабочим?

В силу п. 2 ПБУ 5/01"Учет материально-производственных запасов" к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Полагаем, что продукты питания, приобретенные организацией исключительно для передачи сотрудникам, не следует рассматривать в бухгалтерском учете в качестве актива организации и учитывать в качестве материально-производственных запасов, так как они не предназначены для продажи, использования в производстве продукции или для управленческих нужд организации.

Вместе с тем, приобретение продуктов следует рассматривать как уменьшение экономических выгод в смысле п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

На основании п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Поэтому если трудовыми договорами и/или коллективным договором предусмотрено предоставление сотрудникам продуктов питания, то расходы на их приобретение включаются в состав расходов на оплату труда и, следовательно, учитываются в расходах по обычным видам деятельности.

Если же такого условия трудовые договоры (коллективный договор) не содержат, то в этом случае, по нашему мнению, передачу продуктов питания следует рассматривать как безвозмездную и учитывать в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99).

Учитывая изложенное, полагаем, что в учете организации могут быть сделаны следующие записи:

ситуация 1. если предоставление продуктов предусмотрено трудовыми (коллективным) договорами:

Дебет 60 Кредит 50 (51)
- оплачены продукты питания;
Дебет 70 Кредит 60
- в составе оплаты труда отражена стоимость приобретенных продуктов питания;
Дебет 20 Кредит 70
- стоимость продуктов учтена в составе расходов по обычным видам деятельности;

ситуация 2. если предоставление продуктов не предусмотрено трудовыми (и/или коллективным) договорами:

Дебет 60 Кредит 50 (51) -
оплачены продукты питания;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- стоимость продуктов учтена в прочих расходах.

Если вашей организацией будет принято решение не учитывать расходы на приобретение продуктов питания при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, то в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4 и 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

В бухгалтерском учете при этом будет сделана запись:

Дебет 99, субсчет "Постоянные налоговые обязательства" Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

Кроме того, в зависимости от того, предусмотрено предоставление продуктов питания трудовыми (и/или коллективным) договорами, или такое условие в них не предусмотрено, в учете могут быть сделаны следующие записи:

в ситуации 1:

Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты по страховым взносам"
- начислены страховые взносы со стоимости переданных продуктов;

Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты по страхованию от НС и ПЗ"
- начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со стоимости переданных продуктов;

в ситуации 2:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС при передаче продуктов работникам.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Обжалование решений налоговых органов

Приходилось ли вам обжаловать решения налоговых органов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С