По оказанным услугам за нотариальное оформление новой лицензии нотариус выдала справку, в которой отражена оплаченная сумма в целом. Подотчетное лицо приложило к авансовому отчету служебную записку о том, сколько копий и страниц фактически было заверено. Достаточно ли этих документов для подтверждения количества заверенных копий страниц? Какой размер расхода можно принять для целей налогообложения прибыли?

Бухгалтерский учет

По общему правилу в целях бухгалтерского учета расходы организации на нотариальные услуги относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в составе управленческих расходов.

Для того чтобы учесть сумму, оплаченную нотариусу по квитанции, в составе расходов необходимо:

  • сотруднику - оформить авансовый отчет и приложить к нему квитанцию, оформленную в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждающую факт оплаты полученных услуг;
  • руководителю организации - утвердить авансовый отчет, оформленный сотрудником.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли оплата услуг государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом указанные расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, не признаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Обращаем внимание, размеры нотариальных тарифов установлены ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, в частности: за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 10 рублей за страницу копии документов или выписки из них (п. 9 ст. 22.1 Основ).

В целях исчисления налога на прибыль согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли выданная нотариусом квитанция, подтверждающая факт оплаты полученных услуг, может являться подтверждением понесенных расходов, если:

1. Квитанция оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (см. письмо Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45), в частности:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2. Услуги нотариуса были оказаны не сотруднику лично, а в целях финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленной на получение дохода;

3. Сотрудник действовал от имени организации на основании выданной доверенности, поскольку работник, не имеющий доверенности организации, при расчетах выступает как частное лицо.

Обращаем внимание, в квитанции должны быть указать конкретные действия нотариуса и размер тарифа, взысканного за совершение каждого действия.

Получить больше информации о прочих расходах, связанных с производством и реализацией, можно в Справочнике "Налог на прибыль организаций" раздела "Налоги и взносы" на ИТС.


Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.

Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.

В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.

Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь

Вы можете заключить договор информационно-технологического сопровождения с рекомендованным фирмой «1С» партнером.

Подробнее об ИТС

Комментарии