Правительством и МНС России недавно были приняты сразу 3 документа, регулирующих вопросы оборота подакцизных товаров и налогового контроля в этой сфере. Однако в связи с вступлением в силу изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ некоторые из этих документов придется срочно корректировать.

Речь идет о следующих нормативных актах:

-                     постановление Правительства РФ от 30.12.2000 № 1026 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой";

-                     постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию";

-                     приказ МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-12/376 "О постановке на учет в налоговом органе участника договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в качестве налогоплательщика акциза" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2000 № 2501).

 

Уплата акцизов при совместной деятельности

В связи с тем, что положение статьи 180 НК РФ, на основании которого был издан последний из перечисленных документов, отменено, этот приказ применению не подлежит. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2000 № 166-ФЗ, который внес изменения в часть вторую НК РФ, отменяется обязательная повторная регистрация в налоговом органе участника договора о совместной деятельности, ведущего дела простого товарищества, в качестве плательщика акциза. В соответствии с новой редакцией указанной статьи такому участнику теперь достаточно лишь "известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)".

В статье 3 упомянутого закона закреплено, что он вступает в силу с 1 января 2001 года. Предполагается, что и налоговые органы, и налогоплательщики будут руководствоваться именно этой датой вступления в силу изменений к НК РФ. Однако даже если при решении этого вопроса руководствоваться статьей 5 НК РФ, то изменения вступят в силу довольно скоро (не ранее, чем через месяц после официального опубликования и не ранее первого числа следующего налогового периода, который применительно к акцизам составляет календарный месяц). В связи с этим МНС России придется в короткие сроки отменить зарегистрированный в Минюсте приказ и утвердить форму "извещения" и порядок его представления.

 

Региональные специальные марки

Еще сложнее обстоит дело с реализацией требований статьи 193 части второй Налогового кодекса РФ об обязательной маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками того субъекта РФ, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или предприятия общественного питания.

В настоящее время вся алкогольная продукция, произведенная в России, в обязательном порядке маркируется федеральными спецмарками, а импортируемая – акцизными марками. Помимо этого, в ряде регионов страны (в том числе в Москве и Московской области) законодательными актами субъектов Федерации введены еще и региональные идентификационные марки. И вот, частью второй Налогового кодекса (п. 2 ст. 193) введен еще один вид марок – региональная специальная марка.

Первоначально планировалось, что требование об обязательном наличии на алкоголе региональной специальной марки будет введено лишь с середины текущего года. Однако соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены не были, и требования об обязательном наличии таких марок на алкогольной продукции действует уже с 1 января 2001 года.

Во исполнение этих требований правительство издало упомянутое выше постановление от 27.12.2000 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию". В соответствии с этим документом Минфин и МНС России должны разработать технические требования к региональным спецмаркам, а исполнительные органы власти субъектов РФ – провести конкурс с целью определения изготовителя спецмарок. Лишь после этого может начаться производство этих марок и реализация их производителям алкогольной продукции. Понятно, что весь этот процесс займет много времени, однако требования НК РФ остается неизменным: "Запрещается реализация алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками..." И это требование действует с 1 января 2001 года. Складывается парадоксальная ситуация – самих марок еще нет, а продавать алкоголь без них уже нельзя. Остается надеяться, что контролирующие органы не будут применять санкции к тем производителям и оптовикам, которые будут продавать алкоголь без региональных спецмарок.

Завершая рассмотрение этого вопроса, заметим, что вышеуказанное постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию" нуждается в корректировке: законом № 166-ФЗ из Налогового кодекса исключено положение о том, что порядок уплаты авансовых платежей по акцизам определяется Правительством РФ.

 

Акцизные склады

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии