В канун новогодних праздников 30 декабря 2001 года Президентом РФ был подписан новый Кодекс об административных правонарушениях. Как известно, принятия этого документа ждали очень долго, с ним связывали разрешение многочисленных проблем, порожденных несоответствием действующего до настоящего времени кодекса об административных правонарушениях 1984 года современным реалиям. И вот, наконец, долгожданный документ был принят. Каким он окажется: хорошим или плохим - покажет практика, пока же отметим основные новшества этого документа.

 

Ответственность за неприменение ККМ

Сразу же обратимся к вопросу об ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин. Новый кодекс возвращает времена, когда за неприменение ККМ с предприятия взимался штраф в астрономическом размере - от 300 до 400 МРОТ (статья 14.5 кодекса). Примерно такой же размер штрафов (350 МРОТ) установлен, напомним, Законом РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако это положение упомянутого закона еще в 1998 году было признано не соответствующим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 № 14-П), и штрафы взимались в размерах, предусмотренных статьей 146.5 действующего КоАП РСФСР 1984 года: от 50 до 100 МРОТ (подробнее об этом читайте здесь). И вот, летом, когда вступит в силу новый КоАП, все вернется на круги своя. Ситуация, тем не менее, является довольно спорной с юридической точки зрения - ведь воспроизводить в других нормативных актах нормы, признанные неконституционными, запрещено. В комментарии к новому КоАП мы проанализируем этот вопрос более детально.

 

Ответственность юридических лиц

Новым кодексом введен институт административной ответственности юридических лиц. В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействиефизического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях либо законом субъекта РФ об административных правонарушениях установлена ответственность. При этом юридическое лицо считается виновнымв совершении административного правонарушения, если оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, однако не приняло все зависящие от него меры.

Согласно статье 3.2. нового КоАП РФ в отношении юридического лица могут быть применены такие виды административных наказаний как предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия совершения либо предмета административного правонарушения.

Особо оговариваются случаи административной ответственности юридических лиц, в случае их реорганизации. Так, в статье 2.10. КоАП РФ закреплено, что в случае, если юридическое лицо, которое подлежит административной ответственности, реорганизуется, то административную ответственность будет нести юридическое лицо – правопреемник нарушителя. Например, акционерное общество совершило административное правонарушение. Вскоре после этого была совершена его реорганизация в форме присоединения к другому акционерному обществу. В результате произошедшего присоединения образовалось новое юридическое лицо – новое акционерное общество, к которому перешли все права и обязанности присоединенного акционерного общества, в том числе и административная ответственность.

 

Другие изменения

Значительным изменениям подверглась особенная часть кодекса: в кодекс об административных правонарушениях РФ введено много новых составов. В частности, введены составы административных правонарушений в области дорожного движения, в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в области таможенного дела, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, составы административных правонарушений, посягающих на институт государственной власти и некоторые другие (подробнее об изменениях особенной части кодекса см. комментарий, который наш сайт опубликует в ближайшее время).

Изменен срок давности привлечения к административной ответственности. Так, постановление по делу за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, таможенного, антимонопольного, валютного, об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе может быть вынесено в течение годасо дня совершения указанного административного правонарушения. В отношении всех остальных административных правонарушений давность привлечения к административной ответственности, как и прежде, составляет два месяца.

В заключение отметим, что новый кодекс об административных правонарушениях вводится в действие с 1 июля 2002 года. С этого же момента утрачивает силу старый КоАП РСФСР 1984 года, а также отдельные законодательные акты, посвященные вопросам административной ответственности. С указанной даты подлежат прекращению все дела об административных правонарушениях, не признающихся таковыми в соответствии с новым КоАП РФ, а также, если по ним истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный новым кодексом. Как было отмечено выше, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца, а по отдельным правонарушениям – один год. Кроме того, с 1 июля 2002 года не подлежат исполнению все постановления, вынесенные до этой даты, если они предусматривают ответственность за административные правонарушения, не являющиеся таковыми по новому кодексу об административных правонарушениях.

 

Толмачева О. Н.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии