Напомним, порядок софинансирования накопительной части пенсии установлен Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ (далее - Закон № 56-ФЗ). Вступить в программу софинансирования (уплачивать дополнительные страховые взносы) можно вне зависимости от возраста. Это право распространяется и на лиц 1966 г. р. и старше (т. е. на тех, у кого не формируется накопительная часть пенсии).

Дополнительные взносы физлица могут перечислять как лично, так и через своего работодателя (ч. 2 ст. 5 Закона № 56-ФЗ). Заметим, что в последнем случае работодатель вправе принять решение дополнительно вносить за счет собственных средств взносы в счет пенсионных накоплений сотрудников. Это так называемые взносы работодателя (ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

Государство, в свою очередь, гарантирует поддержку пенсионных накоплений граждан. Она заключается в том, что в течение десяти лет с даты уплаты гражданином первого взноса государство вносит на его лицевой счет, открытый в ПФР, сумму средств, равную величине внесенного взноса. При этом минимальная сумма годового взноса гражданина для такого софинансирования должна составлять 2 000 руб.

Следует учитывать, что законодательно установлена предельная величина средств, которую на счет физлица перечисляет государство. Она равна 12 000 руб. Это означает, что гражданин в счет будущей пенсии может уплатить за год любую сумму, в том числе свыше 12 000 руб. Однако из государственных средств на его счет за этот год поступит не более 12 000 руб.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 345-ФЗ (далее – Закон № 345-ФЗ) в правила софинансирования пенсий внесены поправки. Перечисленные выше положения не претерпели изменений. Поправки затронули следующие нормы:

1) продлен период для вступления в программу софинансирования (п. 3 ст. 1 Закона № 345-ФЗ).

Законом № 345-ФЗ предусмотрено, что право на софинансирование государством пенсий вправе получить те граждане, которые выполнят одновременно следующие требования:

  • до 31 декабря 2014 года подадут заявление об уплате дополнительных страховых взносов.

Отметим, что представить заявление нужно в отделение ПФР. Сделать это можно лично, через работодателя или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 12 Закона № 56-ФЗ);

  • до 31 января 2015 года начнут перечислять дополнительные страховые взносы.

Претендовать на софинансирование могут только те лица, которые на дату подачи заявления не получают какой-либо иной пенсии, предусмотренной законодательством (например, пенсии по случаю потери кормильца), либо ежемесячного пожизненного содержания, которое выплачивается судье в отставке (кроме лиц, получающих пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).

Заметим, что до принятия поправок прием заявлений на вступление в программу софинансирования был окончен 1 октября 2008 года. А упомянутые ограничения на получение софинансирования пенсии не были предусмотрены законом.

2) снижен порог среднесписочной численности работников, при котором работодатель обязан передать в орган ПФР полученное от сотрудника заявление о перечислении дополнительных взносов в электронном виде (п. 1 ст. 1 Закона № 345-ФЗ).

С 1 января 2015 года работодатель (в том числе вновь созданная организация), у которого за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превысила 25 человек, после получения заявления от сотрудника о вступлении в программу софинансирования должен перенаправить его в орган ПФР в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

На данный момент порог численности, при превышении которого заявление необходимо отсылать именно в электронном виде, составляет 100 человек (ч. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ);

3) дополнительные взносы, которые удерживаются из заработной платы сотрудника по его заявлению, и взносы работодателя на финансирование пенсии сотрудника потребуется перечислять отдельно (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона № 345-ФЗ).

Такие платежи нужно будет вносить разными платежными поручениями.

Сейчас перечисление средств, удержанных из доходов гражданина, и средств работодателя оформляется единым платежом (ч. 3 ст. 9 Закона № 56-ФЗ);

4) реестр застрахованных лиц необходимо будет формировать в нескольких экземплярах (пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона № 345-ФЗ)

Согласно требованию ч. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ работодатель, который перечисляет дополнительные страховые взносы сотрудников на накопительную часть пенсии, должен одновременно с этим составлять реестр застрахованных лиц. Форма такого реестра (ДСВ-3) утверждена постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 № 322п. В нем отражаются сведения о работодателе, сотруднике и, в частности, об уплаченных взносах.

Если в настоящее время информация о взносах физических лиц и взносах работодателя (в случае их уплаты) указывается в одном реестре лишь с разбивкой по суммам, то начиная со следующего 2015 года будут действовать иные правила составления данного документа. Так, потребуется составлять реестр отдельно в отношении:

  • сумм дополнительных страховых взносов, удержанных из заработной платы сотрудников;
  • сумм взносов работодателя.

В реестре нужно будет отразить общую величину платежа и обособленно величину перечисляемых дополнительных страховых взносов (или же взносов работодателя в пользу каждого сотрудника).

Обратим внимание, что уже с 5 ноября 2014 года вступила в силу норма о том, что реестры по форме ДСВ-3 можно представить в орган ПФР и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона № 345-ФЗ). Напомним, что данную обязанность работодатели должны исполнять в срок не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ч. 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ). Следовательно, указанным правом работодатели, перечисляющие взносы граждан на софинансирование пенсии, могут воспользоваться уже сейчас.

Источник its.1c.ru
Комментарии