В августе Совет по МСФО опубликовал для публичных обсуждений проект поправок к действующему МСФО (IFRS) 1 "Первоначальное применение МСФО" и проект нового стандарта "Регулирование тарифов и ставок" ("Rate-regulated activities").

Говоря о проекте поправок к действующему МСФО (IFRS) 1 "Первоначальное применение МСФО" следует отметить, что обычно в тексте каждого стандарта указывается, каким образом его следует применять впервые - ретроспективно или перспективно, то есть с поправками задним числом или без них. Однако строгое следование этим требованиям при первоначальном переходе к составлению отчетности по МСФО может оказаться неоправданно затратным. Поэтому при разработке МСФО (IFRS) 1 Совет по МСФО, проанализировав соотношение затрат и выгод, определил ряд исключений из общего требования полного ретроспективного применения МСФО, которые разделяются на две группы:

  1. "обязательные исключения" (exception) - требования стандартов, которые запрещается применять задним числом;
  2. "добровольные исключения" (exemption) - требования стандартов, которые допускается не применять задним числом по выбору самой организации, составляющей отчетность по МСФО впервые.

С момента опубликования (июнь 2003 г.) в данный стандарт периодически вносились изменения, что было обусловлено выпуском новых стандартов, корректировкой действующих и существенной сложностью и высокой затратностью его практического применения. Очередная текущая публикация поправок к МСФО (IFRS) 1 "Первоначальное применение МСФО" содержит два освобождения от ретроспективного применения требований МСФО:

  1. метода учета полных затрат (full-costing) при калькулировании стоимости нефте-газовых активов и
  2. переквалификации действующих договоров аренды.

Сфера действия нового стандарта "Регулирование тарифов и ставок" ("Rate-regulated activities"), проект которого предлагается для обсуждения до 20-го ноября 2009 г., распространяется на организации, цены на товары и услуги которых регулируются государством, вышестоящей организацией, материнской компанией или любым другим специальным органом.

Издание специального стандарта, определяющего специфику формирования отчетности компаниями, деятельность которых регулируется "извне", вполне объяснимо. Зависимость деятельности таких фирм от предписаний регулирующих органов, то есть меньшая по сравнению со стандартным бизнесом степень экономических свобод, формирует специфику их финансового положения, которая должна подчеркиваться содержанием их финансовой отчетности.

Новым стандартом вводятся новые категории активов и обязательств, связанные с возникновением специфических прав или обязанностей у компаний, ценообразование товаров и услуг которых регулируется извне.

Так например, под "активом регулирования" (regulatory asset) понимаются "права компании покрыть ранее понесенные определенные затраты и получить определенный доход вследствие будущего роста тарифов, обусловленного совершившегося или ожидаемого действия регулирующего органа". В свою очередь, под "обязательством регулирования" (regulatory liability) понимается "обязанность компании снять ранее полученный доход и выплатить определенную сумму вследствие будущего сокращения тарифов, обусловленного совершившимся или ожидаемым действием регулирующего органа".

Первоначальное признание таких активов и обязательств и их оценка на конец каждого отчетного периода осуществляется по ожидаемой приведенной (дисконтированной) стоимости (expected present value) соответствующих будущих денежных потоков. Стандарт дает указания на факторы, которые следует принимать во внимание при расчете приведенной стоимости, а также регламентирует порядок раскрытия информации об активах и обязательствах регулирования.

Материал подготовлен
постоянным автором рубрики "МСФО"
И.А. Смирновой (СПбГУ)

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Темы: МСФО
Ваша оценка:
Комментарии