ФНС объяснила, какие документы могут требовать налоговики при выездной проверке

Налоговые органы при приведении выездной проверки по НДС вправе самостоятельно выбирать виды документов, которые должен представить налогоплательщик. Об этом сообщает ФНС по результатам рассмотрения жалобы от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@.

Налогоплательщик не согласился с требованиями инспекции представить в ходе выездной проверки по НДС главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главбуха, копии штатного расписания, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журналы-ордера, ведомости, анализ счетов и субсчетов, анализ субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам, карточки по счетам по контрагентам.

Налогоплательщик посчитал, что инспекцией истребовано избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильность исчисления НДС). По мнению налогоплательщика, затребованные документы не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты.

ФНС отклонила жалобу и поддержала действия инспекции. При этом ФНС отметила, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

Налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине «их неотносимости, по его мнению, к предмету проверки».

Поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, на который указанная обязанность возложена законодательством, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.

Кроме того, в НК РФ нет закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также косвенных обстоятельств, влияющих на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу.

БУХПРОСВЕТ

По закону должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица любые необходимые для проверки документы.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней. При налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков документы нужно предоставить в течение 20 дней. При проверке иностранной организации – в течение 30 дней со дня получения требования (ст. 93 НК РФ).

Между тем, если организация ранее уже предоставляла в налоговую инспекцию запрошенные документы, она может их повторно не сдавать.

Вместо истребуемых документов в инспекцию разрешается направить уведомление о том, что данные документы и информация были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ). Уведомление подается по форме, утвержденной приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@.

Однако некоторые суды признают, что организация не обязана представлять внутренние документы, которые не имеют отношения к проводимой налоговиками проверке. Например, у организации отсутствует обязанность по предоставлению кадровых документов (постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10).

Комментарии
  1. Нервный главбух

    "в НК РФ нет закрытого перечня документов и регистров..."

    Это называется налоговый беспредел.

  2. БuhMen

    Гораздо интереснее, что скажет суд.

    У налоговой инспекции тоже нет права истребовать все подряд.

    Другой вопрос, что уж журналы учета счетов-фактур вполне себе имеют отношение к проверке. Впрочем, как и карточки счетов. Да и главную книгу распечатать недолго (не верю, что инспекторы сумеют ею толково воспользоваться, честно говоря).