Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в положения, регулирующие лицензирование в настоящее время.

Специалисты "Консалтинг. Стандарт" прокомментировали названный закон в еженедельном Аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики "Консалтинг. Стандарт" (о системе "Консалтинг. Стандарт" читайте здесь).

Иначе закрепляется понятие лицензирования. Теперь лицензирование включает в себя мероприятия, связанные с:

  1. предоставлением лицензий,
  2. переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий,
  3. приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий,
  4. возобновлением или прекращением действия лицензий,
  5. аннулированием лицензий,
  6. контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий,
  7. ведением реестра лицензий
  8. предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

За лицензирующими органами закреплено новое полномочие, заключающееся в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов, содержащих сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством РФ ограничен (п. 2 ст. 6 Закона).

В пункте 1 статьи 9 более полно указаны сведения, которые следует писать в заявлении, подаваемом соискателем в лицензирующий орган. Кроме того, перечень документов, которые прилагаются к данному заявлению, уменьшен.

Сокращен срок принятия решения о выдаче лицензии с 60 до 45 дней.

В абзаце 7 пункта 2 статьи 9 Закона закреплен порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае его потери. Дубликат выдается по письменному заявлению лицензиата. Кроме того, лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

В случае изменения сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности закрепляется обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган в срок не позднее чем через 15 дней со дня такого изменения.

В пункте 6 статьи 9 закрепляется упрощенный порядок лицензирования, если лицензирование осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Изменен порядок осуществления лицензионного контроля (ст. 12). Он может проводиться лицензирующим органом только в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионный контроль проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Основным изменением, внесенным в данный закон, является сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Если раньше лицензированию подлежали 125 видов деятельности, то теперь 103.

С 1 января 2006 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • оценочная деятельность;
  • деятельность по разведению племенных животных;
  • деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала);
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
  • осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • туроператорская деятельность;
  • турагентская деятельность;
  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • инженерные изыскания строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • разработка авиационной техники, в том авиационной техники двойного назначения;
  • производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство маркшейдерских работ;
  • геодезическая деятельность;
  • картографическая деятельность;
  • производство медицинской техники;
  • техническое обслуживание медицинской техники;
  • деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

Установлено, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не применяется к отношениям, связанным с проведением лицензионного контроля.

Изменения внесены также в Кодекс об административных правонарушениях. Статьями 8.40, 9.1., 13.12, 14.1, 18.13, 19.20 предусматривается ответственность за нарушения в сфере лицензирования. Изменения касаются ужесточения ответственности в связи с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Понятие же грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, за отдельными исключениями (ст. 5 Закона). Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ опубликован в "Российской газете" 6 июля 2005 года и, соответственно, вступает в силу с 17 июля 2005 года.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии