В письме от 23.01.2015 № 03-01-10/1982 Минфин России рассмотрел вопрос, может ли организация признать долг безнадежным и учесть его в расходах при налогообложении прибыли, если налоговая инспекция исключила должника из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Финансовое ведомство разъяснило, что с 01.09.2014 вступила в силу ст. 64.2 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ, если оно в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Пунктом 2 ст. 266 НК РФ установлено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, в частности, те долги перед налогоплательщиком, по которым (в соответствии с гражданским законодательством) обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
На основании вышеназванных положений организация вправе признать безнадежной дебиторскую задолженность должника, фактически прекратившего свою деятельность, с даты исключения его из ЕГРЮЛ и учесть ее в составе внереализационных расходов в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Отметим, что ранее (до внесения изменений в ГК РФ) Минфин считал, что кредитор не вправе признать безнадежным долг организации, которая исключена из ЕГРЮЛ налоговой инспекцией как недействующее юридическое лицо (письмо от 27.02.2013 № 03-03-06/1/5556).