Движение транспортных средств с массой более 12 тонн по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным трассам такими транспортными средствами (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ).
Данную плату обязаны вносить (п. 6 ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ):
- собственники транспортных средств;
- водители транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам (если иностранные владельцы сами не перечислили такой платеж).
Правила ее взимания (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504. Согласно п. 7 Правил плата вносится оператору до начала движения транспортного средства.
По мнению Минфина России, плату правомерно учесть в числе прочих расходов при расчете налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03-03-06/1/76740).
В качестве документов, подтверждающих расход, ведомство называет:
- отчет от оператора (с указанием маршрута движения, времени его начала и окончания);
Заметим, что законодательство не обязывает оператора предоставлять владельцу транспортного средства какой-либо отчет. Однако собственник большегруза может запросить у оператора выписку по лицевому счету (пп. «д» п. 4 Правил). Полагаем, что такая выписка служит оправдательным документом для целей налога на прибыль (поскольку она содержит информацию и о сумме средств, внесенных на счет для перечисления платы).
- первичные документы, составленные самим плательщиком об использовании транспортного средства на соответствующем маршруте.
На наш взгляд, подобным документом может выступать путевой лист.
Следует учитывать, что при применении УСН плату в счет возмещения вреда дорогам нельзя учитывать в расходах. Перечень затрат, уменьшающих базу по единому налогу, закрытый. Он приведен в ст. 346.16 НК РФ. Расходы в виде указанной платы в нем не поименованы.Минфин России письмом от 18.01.2016 № 03-11-06/2/1319 уточнил, что включать плату в состав материальных расходов при УСН также неправомерно. Это объясняется тем, что к такому виду расходов относится, в частности, плата за негативное воздействие на окружающую среду, а вред от большегрузов федеральным автомобильным трассам не относится к видам такого воздействия (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Участие в семинаре бесплатное. Регистрация на семинар>>
- 1С-Отчетность за I квартал 2016 года - на что обратить внимание
- Новая форма 6-НДФЛ в программах 1С
- Сложные вопросы оформления и учета счетов-фактур при посреднических операциях на практических примерах в «1С:Бухгалтерии 8»
- Новые форматы электронных накладных и актов, практика организации обмена электронными документами в «1С:Предприятии»
- Проверка контрагентов, оперативная сверка счетов-фактур, автозаполнение реквизитов и другие полезные сервисы 1С:ИТС
- Новые возможности решений 1С для розничной торговли – онлайн-передача данных о продажах в ФНС, интеграция с ЕГАИС