Минфин России недоволен формулировками законов некоторых субъектов РФ, вводящих на их территории дифференцированные ставки единого налога при УСН, затрудняющими расчет налога, и требует привести законы в соответствие действующему законодательству (письмо Минфина Росси от 02.06.2009 № 03-11-11/96).

С 1 января 2009 года властям субъектов РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки единого налога при УСН в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом НК РФ не определено содержание понятия "категория налогоплательщиков". Минфин России разъяснил, что исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. И к таким признакам можно отнести, например, виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях (такое же разъяснения Минфин России давал и раньше, например, в письме от 27.02.2009 № 03-11-11/29). Такой подход, кстати, и был использован властями многих регионов при принятии соответствующих законов, предусматривающих разные пониженные ставки налога (например, 5 и 10 процентов) для разных категорий налогоплательщиков.

Тем не менее, в ряде случаев у налогоплательщиков возникли трудности, связанные с определением применяемой в 2009 году ставки единого налога при УСН (преимущественно в ситуациях, когда они осуществляют несколько видов деятельности, по которым предусмотрены разные ставки налога).

Минфин России в письме справедливо отметил, что главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок, установленных для отдельных категорий налогоплательщиков. И, соответственно, в НК РФ не указан механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН при применении налогоплательщиком разных налоговых ставок.

Это дало основание финансистам сделать следующий вывод: налогоплательщик, находящийся на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", и обладающий признаками нескольких категорий налогоплательщиков, вправе применять наименьшую из налоговых ставок, установленных законом субъекта РФ.

Исключить подобные коллизии из практики, по мнению финансистов, может только приведение принятых законов субъектов РФ в соответствие НК РФ, обеспечивающее определенность категорий налогоплательщиков в целях исключения возможности применения к одному налогоплательщику разных налоговых ставок. И даже предложили свой вариант: ввести в закон субъекта РФ условие, что право применения пониженной налоговой ставки для субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего какой-либо вид предпринимательской деятельности, может применяться, только если выручка от реализации продукции (работ, услуг) по этому виду предпринимательской деятельности составляет за налоговый период не менее 70 %.

Уточним, что в категорию "не соответствующих НК РФ", исходя из изложенного в письме Минфин России мнения, попадают большинство уже принятых региональных законов, вводящих дифференцированные ставки налогов для разных категорий налогоплательщиков (полный их перечень приведен здесь ). "Правильных" с точки зрения Минфина России законов немного - это пожалуй, лишь законы о введении дифференцированных ставок УСН на территории Волгоградской, Кемеровской, Мурманской, Омской, Сахалинской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Республики Мордовия и Ненецкого автономного округа.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии