Президент РФ подписал недавно Федеральный закон от 09.10.2002 № 122-ФЗ, который внес изменения в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В основной своей массе поправки, содержащиеся в указанном законе, носят технический и уточняющий характер. Однако есть несколько существенных изменений, на которые следует обратить внимание.
Прежде всего, отметим произошедшее расширение видов правоотношений, на которые теперь распространяются положения указанного закона. Так, теперь данный закон во всех случаях распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, тогда как раньше его положения распространялись них только когда соглашения, связанные с использованием объектов исключительных прав, были направлены на ограничение конкуренции. Также теперь указанный закон в полном объеме подлежит распространению и отношения, возникающие на рынке ценных бумаг. Напомним, ранее он распространялся на указанные отношения только в случаях, когда, складывающиеся на рынках ценных бумаг отношения оказывали влияние на конкуренцию на товарных рынках.
Введены нормы, касающиеся антимонопольных требований к проведению конкурсов. Так, закреплен перечень действий, осуществление которых при проведении конкурса не допускается. К таким действиям относятся создание преимущественных условий участия в конкурсе, осуществление организатором конкурса действий, которые могут привести к ограничению конкуренции между участниками конкурса и необоснованное ограничение к участию в конкурсе. Нарушение этих правил будет являться основанием для признания в судебном порядке такого конкурса недействительным. Отметим, что ранее данный вопрос (вопрос об антимонопольных требованиях к проведению конкурсов) Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" не регулировался. Изменениям подвергся перечень вопросов, по которым антимонопольный орган вправе принимать предписания в отношении хозяйствующих субъектов. Напомним, что ранее антимонопольный орган имел право давать хозяйствующим субъектам предписания общего характера о прекращении нарушений антимонопольного законодательства либо об устранении их последствий, а также о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Кроме этого, выдача хозяйствующим субъектам предписаний могла производиться по более конкретным вопросам: о расторжении либо изменении условий договоров, которые противоречат антимонопольному законодательству, восстановлении первоначального положения, разделении либо выделении в принудительном порядке хозяйствующих субъектов, заключении договора с другим хозяйствующим субъектом. Теперь к упомянутым предписаниям прибавились еще три, в частности, об изменении или ограничении использования фирменного наименования, выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Перечень вопросов, по которым антимонопольный орган вправе давать предписания в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, также подвергся изменениям. Если раньше в перечень выдаваемых антимонопольными органами предписаний включались предписания об отмене либо изменении принятых актов, расторжении либо изменении соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству и о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, то теперь к ним добавилось еще одно - о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Отметим, что в соответствии с изменениями антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском о признании недействительными актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Конкретизирована норма, регулирующая вопросы, связанные с доступом к информации должностных лиц антимонопольного органа. Теперь должностное лицо антимонопольного органа, посещая с проверкой какие-либо организации, обязано предъявить удостоверение и решение руководителя антимонопольного органа либо его заместителя о назначении проверки. Раньше таких требований указанный закон не содержал, что порождало на практике многочисленные злоупотребления и споры. Отметим, что теперь получения предварительного разрешения антимонопольного органа на ликвидацию (разделение) государственного либо муниципального предприятия вне зависимости от размера его активов не требуется. Норма, согласно которой антимонопольный орган контролировал ликвидацию и разделение государственных и муниципальных предприятий, стоимость активов которых превышала 50 тысяч МРОТ, исключена.
Кроме этого, изменены размеры суммарной балансовой стоимости активов организаций, при достижении которых в случае осуществления слияния либо присоединения, а также при покупке акций более 20 процентов от уставного капитала возникало обязательство обратиться в антимонопольный орган с ходатайством либо с уведомлением. Так, если раньше при слиянии (присоединении) требовалось обращаться в антимонопольный орган с ходатайством (уведомлением) только в случае, если суммарный размер активов организаций составлял более 100 тысяч МРОТ (50 тысяч МРОТ), то теперь это необходимо сделать при суммарном размере активов более 200 тысяч МРОТ (100 тысяч МРОТ) соответственно. Аналогично, если раньше при приобретении акций (долей) более 20 процентов уставного капитала организации необходимо было обращаться в антимонопольный орган с ходатайством, в случае, когда сумма активов организаций составляла более 100 тысяч МРОТ, и с уведомлением - когда сумма более 50 тысяч МРОТ, то теперь - более 200 и 100 тысяч МРОТ соответственно. Также уточнено, что при создании организации необходимо обратиться в антимонопольный орган с уведомлением в случае, если активы учредителей организации превышают 200 тысяч МРОТ. Обращение в антимонопольный орган с ходатайством при создании организации не предусмотрено.
Значительно увеличен срок для подачи уведомления в антимонопольный орган в случаях, предусмотренных в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", то есть при слиянии (присоединении), создании, покупке более 20 процентов акций (долей) уставного капитала организации. Ранее указанный срок составлял 15 дней, сейчас он увеличен до 45 дней.
Расширено понятие группы лиц: к прежним критериям и условиям, позволявшим отнести тех или иных лиц к группе лиц, добавлен еще один. В частности, в группу лиц подлежат включению физические лица, которые исполняют трудовые обязанности в юридическом лице, при условии, что они одновременно занимают в этом же юридическом лице либо в юридическом лице, входящим с указанным юридическим лицом в одну группу лиц, должности в совете директоров либо коллегиальном органе управления юридического лица. Причем в указанных органах юридического лица (совете директоров и/или в иных коллегиальных органах управления) указанные лица (то есть лица, работающие по трудовому договору) должны составлять более 50 процентов от количественного состава данных органов. Кроме того, в группу лиц теперь также подлежит включению физическое лицо, работающие по трудовому договору в юридическом лице, при условии, что оно одновременно занимает в этом юридическом лице либо в юридическом лице, входящим с указанным юридическим лицом в одну группу лиц, должность генерального директора (единоличного исполнительного органа).
Отметим, еще одно новшество. Теперь хозяйствующие субъекты получили право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия какого-либо заключаемого ими соглашения или осуществления ими согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства. Конечно, и ранее хозяйствующие субъекты обращались в антимонопольные органы с подобного рода запросами, но теперь указанное право регламентировано законом и определенным образом гарантировано. Например, антимонопольный орган обязан рассмотреть данный запрос хозяйствующего субъекта в течение 30 дней и принять решение о соответствии либо несоответствии соглашения (согласованных действий) требованиям антимонопольного законодательства. Данное решение антимонопольного органа будет действительно в течение 2 лет. Это означает, что в течение указанного времени хозяйствующий субъект имеет право заключить соглашение (осуществить согласованные действия), в отношении которого антимонопольный орган принял решение о соответствии требованиям антимонопольного законодательства.