Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон, а также осуществления в них деятельности. Также Указом Президента РФ от 22.07.2005 № 855 учреждено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Помимо этого, Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ внесены изменения в законодательные акты в связи с появлением положения об особых экономических зонах.

Специалист проекта "Консалтинг. Стандарт" А.С. Есекеев прокомментировал указанные положения в еженедельном Аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики "Консалтинг. Стандарт" (о системе "Консалтинг. Стандарт" читайте здесь).

Комментируемые акты устанавливают следующие основные положения: понятие особой экономической зоны (далее ОЭЗ), типы ОЭЗ, требования к обустройству ОЭЗ, срок, на который создается ОЭЗ, резиденты ОЭЗ, управление ОЭЗ, налогообложение резидентов ОЭЗ и таможенный режим в ОЭЗ.

ОЭЗ, согласно закону - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ устанавливает 2 типа ОЭЗ:

  • промышленно-производственные - создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров;
  • технико-внедренческие - создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

Названным законом устанавливаются требования к обустройству ОЭЗ:

  • они могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. При этом есть дополнительные требования к земельным участкам для разных типов ОЭЗ (см. табл.).
  • они не могут находиться на территориях нескольких муниципальных образований;
  • территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно - территориального образования.
Промышленно-производственные ОЭЗ Технико-внедренческие ОЭЗ
- земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты; - земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских, организаций;
- на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур; - на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;

На территории ОЭЗ не допускается: размещение объектов жилищного фонда; добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Виды деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ определяются Правительством РФ при создании зоны.

Срок, на который может создаваться ОЭЗ - двадцать лет. При этом данный срок продлению не подлежит.Досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается только в случае, если:

  • это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  • в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  • в течение трех лет подряд на территории ОЭЗ ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность;

Названным законом также определены резиденты ОЭЗ.

Ими могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, а в отношении технико-внедренческих ОЭЗ - также и индивидуальные предприниматели, которые:

  • зарегистрированы в установленном порядке на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (далее - соглашение);
  • включены в реестр резидентов ОЭЗ путем внесения записи о регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Внесение записи осуществляется органами управления ОЭЗ в течение 3-х дней с даты подписания соглашения. При регистрации в качестве резидента ОЭЗ выдается свидетельство, удостоверяющее факт регистрации, а сведения об этом сообщаются в налоговый и таможенный органы.

В зависимости от типа ОЭЗ резидент вправе вести на территории ОЭЗ только либо промышленно-производственную, либо технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением, при этом:

  • под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация;
  • под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Утрата статуса резидента ОЭЗ возможно только в случае прекращения действия соглашения, которое возможно:

  1. по окончании срока, на который соглашение было заключено;
  2. в случае расторжения соглашения;
  3. только для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ - в случае прекращения предусмотренного соглашением договора аренды земельного участка, за исключением случаев, когда договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка;
  4. случае лишения лица статуса резидента ОЭЗ. Обращаем внимание, что лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке и только в случаях, установленных комментируемым Законом:
    • при неисполнении резидентом ОЭЗ предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по решению суда на основании заявления органа управления ОЭЗ;
    • при двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по результатам рассмотрения судом заявления органа управления ОЭЗ;
  5. в случае досрочного прекращения существования ОЭЗ;

Управление ОЭЗ будут осуществлять специально создаваемое Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, и его территориальные органы.

Специально для ОЭЗ вводится таможенный режим свободной таможенной зоны, при котором:

  • иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  • а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин;
  • обращаем внимание, что глава 12 старого Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 № 5221-1, определяющая порядок применения таможенных режимов свободного таможенного склада и свободной таможенной зоны прекращает свое действие в части режима свободной таможенной зоны.

Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи с чем, специально для ОЭЗ в часть 2 Налогового кодекса РФ внесены изменения.

В главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" внесены следующие изменения::

  • в подпункт 1 пункта 2 статьи 151 - НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, который, как было упомянуто выше, будет применяться только в пределах территории ОЭЗ;
  • в статью 160 путем дополнения пункта 5 - при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории ОЭЗ лицам, не являющимся резидентами такой зоны, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 данной статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ;
  • в подпункт 1 пункта 1 статьи 164 - при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0%;
  • в статью 165 - перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 %, дополнен контрактом (копией контракта) с резидентом ОЭЗ, платежными документами об оплате товаров, копией свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ, выданной федеральным органом по управлению ОЭЗ или его территориальным органом, а также таможенной декларацией с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;
  • 180-дневный срок для предоставления подтверждающих обоснованность применения ставки 0 % документов следует исчислять с даты оформления региональным таможенным органом таможенной декларации о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

В статью 185 главы 22 НК РФ "Акцизы" внесены следующие изменения:

  • при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налогообложение производится в следующем порядке - при помещении подакцизных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме;
  • при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории налогообложение производится в следующем порядке - при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном НК РФ.

Для ОЭЗ вводится льготный режим налогообложения по налогу на прибыль:

  • в пункт 7 статьи 259 НК РФ - налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2;
  • в пункт 2 статьи 262 НК РФ - расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками - организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
  • в пункт 2 статьи 283 НК РФ - ограничение по переносу убытков предыдущих периодов в виде максимального размера в 30 % налоговой базы не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ.

По единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой ОЭЗ, статьей 241 НК РФ применяются следующие ставки:

  • при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280 000 рублей - 14,0 %;
  • от 280 001 рубля до 600 000 рублей - 39 200 рублей+5,6 %с суммы, превышающей 280 000 рублей;
  • свыше 600 000 рублей - 57 120 рублей+2,0 % с суммы, превышающей 600 000 рублей.

От обложения налогом на имущество в соответствии со статьей 381 НК РФ освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.

От уплаты земельного налога освобождаются организации - резиденты ОЭЗ сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ (ст. 395 НК РФ).

Закон о создании ОЭЗ вступит в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть с 27 августа 2005 года.

Указ Президента РФ о создании агентства по управлению ОЭЗ вступил в силу со дня его подписания, то есть с 22 июля 2005 года.

Изменения в другие законодательные акты, связанные с принятием нового положения об ОЭЗ, вступят в силу с 1 января 2006 года.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии