Новости
15.11.2000
Применение конфискации таможенными органами
ГТК
России обнародовал недавно ряд документов, затрагивающих вопрос о возможности
применения такой меры ответственности как конфискация товаров и транспортных
средств таможенниками самостоятельно (во внесудебном порядке).
Речь идет о приказе ГТК России от 03.10.2000 № 893 "Об отмене приказа ГТК России от 16.06.2000 № 516". Этим документом в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом России был отменен Приказ ГТК России от 16.06.2000 № 516 "О передаче в суд дел о нарушении таможенных правил" (далее – Приказ).
Приказ был единственным документом, регламентирующим передачу таможенными органами в суды дел о нарушениях таможенных правил. Его появление было связано с рядом решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения конфискации таможенными органами.
В частности, в последнем определении по этому вопросу* Конституционный суд Российской Федерации указал, что конфискация имущества может назначаться только решением суда, вынесенным по делу об административном правонарушении, поскольку судебное решение по жалобе на постановление административного органа о конфискации имущества, примененной в качестве санкции за правонарушение, не является достаточным с точки зрения обеспечения судебных гарантий права собственности.
_____________
* Определение от 13 января
2000 года № 21-О по жалобам малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского
пассажирского автотранспортного предприятия N 2 на нарушение конституционных
прав и свобод статьей 276 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
См. также следующие
основополагающие решения Конституционного Суда РФ: постановление от 20 мая 1997
года по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280
ТК РФ; постановление от 11 марта 1998 года по делу о проверке конституционности
статьи 266 ТК РФ, части второй статьи 85 и статьи 222 КоАП РСФСР; определение от
1 июля 1998 года по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его
конституционных прав положениями статей 159 и 199 КоАП
РСФСР.
____________
Кроме того, там же содержится один из наиболее важных конституционно-правовых выводов о том, что именно судебная процедура позволяет в случае конфискации имущества в максимальной степени гарантировать соблюдение основных прав граждан и юридических лиц, обеспечить при рассмотрении дела состязательность и равноправие сторон, всесторонне исследовать материалы дела, установить состав правонарушения и назначить справедливое и соразмерное тяжести правонарушения наказание.
По мнению ГТК России (письмо от 03.10.2000 № 27-09/28520 “О запросе ЦТУ от 18.09.2000 № 16-64/4358ц”) с отменой Приказа у таможенных органов не имеется более оснований для принятия подобных решений, а постановления Конституционного Суда РФ не являются нормой прямого действия, а только лишь указывают на необходимость применения конфискации только судами.
Следуя логике названного письма ГТК России, таможенные органы теперь снова будут действовать в установленном ранее Таможенным кодексом РФ порядке – рассматривать дела и налагать взыскания в виде конфискации самостоятельно.
Однако это решение в корне неверно, и такая практика просуществует до первого определения Конституционного Суда РФ по жалобе участника внешнеэкономической деятельности на такие действия конкретного таможенного органа. Ответ же на этот вопрос содержится в уже упоминавшемся определении Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 года № 21-О. В нем четко указано: “до законодательного урегулирования данного вопроса такие обращения административных органов подлежат рассмотрению с использованием по аналогии соответствующих процессуальных норм Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (статьи 202, 202.1, глава 21)”.
Напомним, что Главой 21 КоАП РСФСР “Рассмотрение дел об административных правонарушениях” урегулированы все аспекты, необходимые для успешного рассмотрения дел: подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении; место, сроки и порядок рассмотрения; обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении; постановление по делу и многие иные.
Кроме того, из этого же определения следует, что все дела, рассмотренные без учета ранее приятых решений Конституционного Суда РФ (они приведены в настоящем комментарии выше в ссылке) подлежат пересмотру в установленном законом порядке. То есть это же положение будет применяться и к решениям таможенных органов о конфискации и в дальнейшем.
© АОЗТ "1C", 2000 г.
Перепечатка и иное использование
материала возможно только с письменного разрешения АОЗТ "1С".