В информации Росприроднадзора, размещенной на его официальном сайте, обобщены ответы на наиболее частые вопросы природопользователей, которые поступили в справочную службу ведомства (см. http://rpn.gov.ru/node/9701). Это вопросы, связанные с тем:
1) кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?
2) предусмотрено ли освобождения от внесения данной платы?
3) на кого возлагается обязанность перечислять плату за размещение отходов производства и потребления?
Специалисты Росприроднадзора пояснили следующее.
1) Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее – Закон № 7-ФЗ). К видам негативного воздействия относятся (п. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ):
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Вносить плату за негативное воздействие обязаны абсолютно все субъекты, деятельность которых оказывает подобное воздействие на окружающую среду. Причем не имеет значения вид осуществляемой деятельности (производственная или непроизводственная), а также статус самого субъекта. То есть перечислять плату должны как организации, так и предприниматели, в том числи субъекты малого и среднего предпринимательства, бюджетные организации и т.п.
2) Росприроднадзор отметил, что каких-либо норм, позволяющих получить освобождение от внесения платы за негативное воздействие, законодательство не содержит.
3) В отношении платы за размещение отходов производства и потребления природопользователям необходимо учитывать, данный вид платы обязаны вносить именно собственники отходов.
Это объясняется тем, что отходы являются объектом права собственности. А право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (ст. 4 Закона № 7-ФЗ). Указанное право может быть передано иному лицу. В этом случае плату за размещение отходов будет исчислять и вносить лицо, которое получило данное право.
Росприроднадзор указал, что нужно разграничивать передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, и передачу отходов сторонней организации с переходом права собственности на них.
В первом случае природопользователь заключает лишь договор на оказание услуг по транспортировке и размещению мусора. Но он продолжает оставаться собственником отходов, поэтому обязанность перечислять плату с него не снимается.
Во втором случае при заключении договора о конечном размещении отходов со специализированной организацией (полигоном), право собственности на отходы, а также обязанность по внесению платы возлагается на такую специализированную организацию.
Следует учитывать, что копию договора о конечном размещении отходов нужно приложить к представляемому в Росприроднадзор расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду (форма и порядок заполнения расчет утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204).
Когда деятельность ведется в арендуемом помещении, то вопрос о том, кто должен вносить плату за образовавшиеся в процессе деятельности отходы (мусор), зависит от условий договора между арендатором и арендодателем. Если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то перечислять плату за их размещение должен арендодатель. Если же данный момент договором не урегулирован, то плательщиком признается арендатор.
Специалисты ведомства так же отметили, что лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, должны встать на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с нормами Закона № 7-ФЗ, постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 и приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204. Однако в перечисленных нормативных актах не идет речь о регистрации в органах Росприродназора.
Отметим, что лишь приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 установлено, что объекты негативного воздействия подлежат государственному учету по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта. Должны ли природопользователи самостоятельно подавать данные для целей постановки на учет, и каким образом это необходимо делать, приказом № 867 не установлено.
Получается, что вопрос постановки на учет в органах Росприроднадзора так и остался неурегулированным.
В заключение ведомство напомнило, что базовые нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.
Вносить плату необходимо ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.п. 1, 2 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557). За невнесение в установленные сроки данной платы предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере:
- от 3 000 руб. до 6 000 руб. – в отношении должностных лиц (в том числе предпринимателей);
- от 50 000 руб. до 100 000 руб. – в отношении организаций.
Подробнее об изменениях, касающихся взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, читайте здесь