Выездные проверки правильности начисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды за прошлые периоды будут проводиться налоговыми органами. Каким законодательством они будут при этом руководствоваться, изложено в Методических указаниях, утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/466.

 

Недоимки и пени

Как известно, органы фондов передали налоговикам Акты сверки расчетов плательщиков страховых взносов, на основании которых налоговые органы будут производить взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по состоянию на 1 января 2001 года. Однако помимо этого налоговые органы будут выявлять недоимки и в ходе выездных налоговых проверок. Такими проверками, в соответствии с Налоговым кодексом, могут быть охвачены только три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Таким образом, в 2001 году могут проверяться данные лишь за 1998-2000 года.

 

Штрафы

В Методических указаниях говорится также о том, какие особенности необходимо учитывать при применении мер ответственности за правонарушения, совершенные до 1 января 2001 года, а обнаруженные – после указанной даты.

Согласно общему правилу, закрепленному как в статье 5 НК РФ, так и статье 30 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (о введении в действие ч. II НК РФ), если Налоговый кодекс устанавливает более мягкую ответственность за правонарушение, то применяется норма кодекса. Если же кодекс ужесточает меру ответственности, то применяется ранее действовавшая норма.

Разберем этот вопрос на примере такого правонарушения как непостановка на учет в ПФР.

В соответствии с действовавшим ранее законодательством (п. 7 Порядка уплаты взносов … в ПФР) нарушение срока постановки на учет в органе Пенсионного фонда каралось взысканием 10 % причитающихся к уплате с момента государственной регистрации (получения лицензии) взносов. НК РФ за это нарушение предусматривает ответственность в виде взыскания 5 тыс. рублей (или 10 тыс., если просрочка составила более 90 дней). В этом случае необходимо будет рассчитать, какая из мер ответственности является более мягкой, и применить ее.

Уклонение же от постановки на учет (когда на момент проверки лицо так и не встало на учет) раньше не рассматривалось как отдельный состав правонарушения и наказывалось все теми же десятью процентами полагающихся к уплате взносов. Статья 117 НК РФ установила за это нарушение отдельный штраф в размере 10 процентов полученных за время деятельности доходов (а не сумм взносов, как это было раньше), но не менее 20 тыс. рублей. Как видим, кодекс ужесточил ответственность за правонарушение, поэтому к отношениям, возникшим до 1 января 2001 года, эта норма не применяется. Штраф в этом случае налагается в соответствии с п. 7 Порядка уплаты взносов в ПФР.

Решение вопроса о размерах штрафов в нашем случае осложняется еще и тем, что нормы об ответственности за налоговые правонарушения содержатся в части первой Налогового кодекса. А ее действие было распространено на отношения по уплате взносов во внебюджетные фонды еще с 18 августа 1999 года – даты вступления в силу изменений в ч. I кодекса (они были внесены Федеральным законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ). Споры о том, в какой мере кодекс распространялся на эти отношения, велись долго, однако Пенсионный фонд в письме от 15.08.2000 № МЗ-09-25/7298 подвел им некий итог. Так, в письме указывается, что в случае непостановки плательщика на учет применялась (по крайней мере, до 1 января 2001 года) норма специального законодательства – пункт 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и организациями в ПФ РФ (штраф - 10 % сумм взносов). Таким образом, в данном случае приведенное нами выше решение вопроса является верным. Тем более, что в Методических указаниях МНС России упомянутое письмо ПФР названо в перечне документов, которыми следует руководствоваться налоговикам при проведении проверок правильности уплаты взносов за период 1998-2000 годов. Вместе с тем, нельзя не отметить сложность юридических проблем, с которыми столкнутся налоговые органы и налогоплательщики при проведении таких проверок.

 

Неденежные формы уплаты взносов

До недавнего времени существовала возможность уплаты взносов путем неденежных расчетов – натуральная оплата, векселя и др. В Методических указаниях говорится о том, что с 1 января 2001 года недоимки, пени и штрафы по страховым взносам в фонды уплачиваются только денежными средствами (кодекс не предусматривает неденежных форм уплаты налога).

Вместе с тем, переплата по страховым взносам, образовавшаяся в результате неденежных расчетов, засчитывается в счет уплаты единого социального налога в соответствующий фонд. А вот возмещению в деньгах такая переплата, в соответствии с Методическими указаниями, не подлежит.

 

Зачет и возврат

Зачет излишне уплаченных сумм взносов будет производиться в обычном порядке – налогоплательщик представляет в налоговый орган соответствующее заявление, а последний выносит по нему решение.

Однако надо учитывать, что зачесть суммы, переплаченные в один фонд, за счет доли единого социального налога, зачисляемой в другой фонд, нельзя.

Возврат излишне уплаченных или взысканных платежей осуществляется органами федерального казначейства по заключению налогового органа.

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии