Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

НДС и акцизы при торговле со странами СНГ

19.07.2001

С 1 июля 2001 года изменился порядок применения косвенных налогов во взаимных торговых отношениях с государствами – участниками СНГ. В связи с этим МНС России по согласованию с Минфином России подготовлено разъяснение оснований и порядка применения косвенных налогов (письмо МНС России от 29.06.2001 № ВГ-6-03/502).

На основании статьи 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 года реализация товаров, работ и услуг (далее – товары) в государства – участники СНГ приравнивалась к реализации товаров на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, налог на добавленную стоимость (далее – НДС) таможенными органами Российской Федерации не взимается.

Необходимо помнить, что НДС не взимается не со всех товаров, происходящих с территории стран – участников СНГ, а только с тех, которые фактически ввозятся с их территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ и на основании статьи 13 названного выше закона с 1 июля 2001 года при реализации товаров* юридическим лицам государств – участников СНГ** должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.

____________

* К таким товарам не относятся нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ.

** См. также телефонограмму от 21.05.2001 № ТФ-12481.

____________

Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации указанных товаров осуществляется в соответствии со статьями 165 (предусматривает представление в налоговые органы определенного перечня документов) и 176 (устанавливает порядок возмещения налогов) главы 21 НК РФ.

При самостоятельной реализации (кроме случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 165 ГК РФ) налогоплательщиком товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенных под таможенный режим экспорта, в налоговые органы должны быть представлены следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на поставку товара;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее – пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров.

В соответствии с общим порядком возмещения налогов (пункты 2 и 3 статьи 176 НК РФ) сумма налога, подлежащая возврату, направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов (включая уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу), на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций. Налоговые органы производят зачет самостоятельно. Однако по налогам, уплачиваемым в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности, – по согласованию с таможенными органами. О произведенном зачете они обязаны сообщить налогоплательщику в течение десяти дней после проведения зачета. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Основным минусом этой системы является то, что инициативой по зачету налоговых платежей обладает только налоговый орган. Это же касается и уровня бюджета, в который должен быть осуществлен зачет после удовлетворения требований бюджета текущего уровня, – правом его выбора обладает только налоговый орган.

Что касается налогообложения акцизами подакцизных товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ в государства - участники СНГ, то оно производится с учетом особенностей, установленных статьей 184, пунктом 2 статьи 185 и пунктами 6 и 7 статьи 198 главы 22 НК РФ.

Необходимо обратить внимание, что освобождение от налогообложения операций, по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, производится только при вывозе товаров за пределы территории РФ непосредственно налогоплательщиком – производителем этих товаров. Исключением является реализация товаров собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору о переработке нефти с нефтеперерабатывающим заводом или по их поручению иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора.

При этом налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка (см. статью 74 НК РФ). Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 6 статьи 198 кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пени.

Федеральным законом от 22.05.2001 № 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения (за исключением реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) не распространяется на Республику Беларусь.***

__________

*** Порядок взимания косвенных налогов в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, будет разработан и доведен ГТК России дополнительно (см. письмо ГТК России от 21 мая 2001 года N 01-06/19862 “О взимании косвенных налогов”).

___________

На основании этого с 1 июля 2001 года обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров в государства - участники СНГ, за исключением Республики Беларусь.

Таким образом, с 1 июля 2001 года во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется существовавший до 1 июля 2001 года порядок взимания налога на добавленную стоимость и акцизов.

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий
Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.