Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Устранение административных барьеров. Попытка вторая

14.08.2001

8 августа Президент РФ подписал три закона, направленные, как декларируется, на устранение административных барьеров на пути российских предпринимателей. Так, упрощен порядок регистрации юридических лиц, сокращен список видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, определены требования к государственным органам при проведении различных процедур контроля.

Попытки "устранить барьеры", мешающие развитию бизнеса, предпринимались и раньше. Так, в 1998 году Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ от 29.06.1998 № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". В субъектах Федерации также не раз издавались аналогичные декларационные документы. Как известно, на практике проведения проверок, лицензировании и процедуре регистрации принятие таких документов почти никак не сказалось. Посмотрим, какие меры по борьбе с бюрократией предлагаются законодателем сегодня.

 

Регистрация юридических лиц

Пожалуй, самым  важным и долгожданным из всех трех законов является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», установивший единые требования в области регистрации юридических лиц. При этом под понятием регистрации закон понимает не только регистрацию в полном смысле этого слова, то есть регистрацию юридических лиц при их создании. Понятие регистрации, помимо этого, охватывает также регистрацию при реорганизации, внесении изменений в учредительные документы  и ликвидации юридических лиц.

Итак, теперь в соответствии с нормами закона «О государственной регистрации юридических лиц» процедура регистрации не должна превышать пяти дней с момента получения регистрирующим органом всех необходимых документов.

Отметим, что перечень указанных документов невелик. В частности, в него включаются в зависимости от ситуации заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины, передаточный акт или разделительный баланс, ликвидационный баланс и некоторые другие документы.  При этом специально оговорено, что регистрирующий орган не вправе требовать иных документов, не предусмотренных Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц». Кроме этого, установлено правило, согласно которому нотариальное удостоверение документов требуется только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с требованиями нового закона теперь при подаче в регистрирующий орган документов в связи с созданием юридического лица, не требуется  представление документа, подтверждающего оплату половины уставного капитала. Однако в законе сделана оговорка, в соответствии с которой заявитель в заявлении о регистрации юридического лица должен оговорить, что требования законодательства Российской Федерации по оплате уставного капитала соблюдены.

Документы для регистрации могут быть поданы как лично, так и посредством почтового отправления с объявленной ценностью письма и описью вложения. Закон предусматривает, что Правительством РФ могут быть установлены иные формы передачи документов в регистрирующий орган. При получении документов регистрирующий орган обязан выдать заявителю расписку. Если документы отправлялись почтой – расписка высылается регистрирующим органом в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении не позже дня, следующего за днем получения документов от заявителя.

В связи с принятием Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц» у юридических лиц появились дополнительные обязанности. В частности, закон устанавливает, что в случае изменения сведений об учредителях, о размере уставного капитала и др., не связанных с внесением изменений в учредительные документы, юридическое лицо обязано в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган. Кроме этого, на всех юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, возлагается обязанность в течение 6 месяцев представить в регистрирующий орган информацию о своем наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, способе образования (создание, реорганизация), а также сведения об учредителях и лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В соответствии с положениями Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц» теперь юридическое лицо обязано уведомить регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации в течение трех дней. Кроме этого, отметим, что теперь при ликвидации юридического лица, также как и при его создании, необходимо будет заплатить государственную пошлину.

Все эти правила вводятся в действие с 1 июля 2002 года - даты вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

 

Защита прав предпринимателей при проверках

Вторым законом, подписанным Президентом РФ, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Основная цель данного документа – установить права и обязанности проверяемых и проверяющих, а также  регламентировать процедуру проведения различных контрольных мероприятий. Однако следует отметить, что данный закон касается не всех сфер государственного контроля и надзора. В частности, его положения не распространяются на область налогового, таможенного, банковского, валютного, страхового, лицензионного и некоторых других видов государственного контроля и надзора.

Как уже было отмечено выше, закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» подробно устанавливает порядок проведения контрольных мероприятий. Так, закрепляется, что различного рода контрольные мероприятия  могут проводиться исключительно на основании соответствующего приказа (распоряжения), изданного компетентным органом. В данном приказе должны быть обязательно указаны цели, задачи, а также предмет мероприятий по контролю (надзору), за  рамки которого проверяющий не может выходить ни при каких обстоятельствах. Приказ о проведении контрольного мероприятия вручается под расписку представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю).

Мероприятие по контролю в соответствии с требованиями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не может превышать одного месяца и проводиться чаще одного раза в течение двух лет.  Исключения составляют только внеплановые мероприятия по контролю (надзору), которые могут проводиться по жалобам граждан или организаций на нарушения их прав, а также при получении информации о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, о загрязнении окружающей среды, о возникновении каких-либо аварийных ситуаций.

Следует отметить, что при проведении контрольных мероприятий контролирующие органы ни при каких обстоятельствах не могут изымать оригиналы документов.

По результатам проведенного контрольного мероприятия составляется акт. Кроме этого, проверяющий делает соответствующие записи о проведенном контрольном мероприятии и его результатах в специальном журнале. Ведение указанного журнала в соответствии с требованиями закона возлагается на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

В заключение отметим, что закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» вступает в силу с момента его официального опубликования.

 

Лицензирование

И, наконец, последним законом, подписанным Президентом РФ, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Старый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» должен утратить силу через 6 месяцев с момента официального опубликования нового закона.

В соответствии с положениями нового закона о лицензировании несколько изменился перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Указанные изменения связаны, прежде всего, с уточнением наименований отдельных видов деятельности, а также с включением в указанный перечень видов деятельности, лицензирование которых ранее предусматривалось в иных федеральных законах. Так, к таким видам деятельности относятся оценочная деятельность, турагентская и туроператорская деятельность и некоторые другие виды деятельности.

Изменение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, связано также и с исключением отдельных видов деятельности из числа лицензируемых. В частности, теперь не лицензируется деятельность ломбардов, по уничтожению печатей, по распространению и ремонту ККМ, по организации и проведению лотерей, лизинговая деятельность.

Кроме изменения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, изменения коснулись также и самого порядка выдачи лицензий. Целиком исключена статья, посвященная лицензионным требованиям и условиям. Очевидно, указанные требования будут содержаться в положениях о лицензировании того или иного вида деятельности. Также изъятию подверглась норма, в соответствии с которой лицензия соискателя подлежала аннулированию, если в течение трех месяцев он не уплачивал лицензионный сбор.

В соответствии с положениями нового закона о лицензировании минимальный срок действия лицензии продлен с 3 до 5 лет.

Увеличен срок для подачи документов в случае потери лицензии или преобразования юридического лица. Так, если раньше обратиться в лицензирующий орган было необходимо немедленно, то теперь это можно будет сделать в течение 15 дней.

Следует обратить внимание на значительное увеличение некоторых сроков. В частности, увеличен в два раза срок рассмотрения документов для получения лицензии. Теперь лицензия будет выдаваться в течение двух месяцев. Также увеличен срок переоформления лицензии. Теперь он составляет 10 дней.

Кроме того, отметим, что в соответствии с новым законом о лицензировании четко сформулированы нормы, устанавливающие круг лиц, полномочных утверждать положения о лицензировании, а также устанавливающие принципы разграничения полномочий по лицензированию между федеральными лицензирующими органами и лицензирующими органами субъектов РФ. Так, теперь все указанные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно утверждает положения о лицензировании, определяет, какие виды деятельности лицензирует федеральный орган исполнительной власти, а какие – орган исполнительной субъекта РФ.

В соответствии с новым законом о лицензировании изменены расценки. Так, теперь за переоформление лицензии взимается сбор в размере 100 рублей (раньше - 1/10 МРОТ), за рассмотрение заявления о выдаче лицензии – 300 рублей (раньше - 3 МРОТ), за предоставление лицензии – 1000  рублей (раньше – не более 10 МРОТ).

Более подробные комментарии к указанным законам наш сайт опубликует в ближайшее время.

 

О. Н. Толмачева, юрист

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий
Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.