Минфин выступил против требования о целевом использовании амортизационных средств

Минфин прокомментировал предложение ввести систему целевого использования амортизационных средств.

Напомним, ранее в Госдуму поступили поправки в НК РФ, которые предлагают существенно изменить правила начисления амортизации в целях налога на прибыль. В частности, в статье 259 НК РФ было предложено установить, что для всех налогоплательщиков, осуществляющих начисление амортизационных отчислений на основные фонды, обязательным условием является фактическое использование амортизационных отчислений в качестве инвестиционных средств на модернизацию и обновление основных фондов.

При исчислении налога на прибыль в состав затрат организаций должны включаться суммы амортизации, фактически использованные на модернизацию и обновление основных фондов, а не суммы начисленных амортизационных отчислений. Поправки в статью 259.3 НК РФ предусматривают, что в отношении налогоплательщиков, которые имеют низкий уровень коэффициента обновления основных фондов, вводятся пониженные нормы амортизационных отчислений, устанавливаются повышающие коэффициенты по различным видам налогов.

В своем письме от 27.03.2023 № 03-03-07/26566 Минфин отметил, что в настоящее время ни система бухгалтерского учета, ни система налогового учета не позволяют определить источник осуществления капитальных вложений. Кроме того, система учета не отражает операции по использованию прибыли, кроме направления ее на выплату дивидендов.

Соответственно, при использовании действующей системы налогового учета невозможно обеспечить проведение мероприятий по контролю расходования средств на обновление основных фондов, так как амортизация для целей налогового учета является механизмом компенсации затрат на приобретение основных средств, а не источником их приобретения. При этом введение предлагаемых механизмов (формирование амортизационных средств, их изъятие в пользу государства в случае неиспользования или их отчисление в государственный амортизационный фонд) усложнит не только налоговый учет, но и налоговое администрирование, и, как следствие, приведет к спорам с налоговыми органами.

Предложение по повышению ставки по налогу на прибыль в зависимости от направления амортизационных средств нарушает основы законодательства о налогах и сборах, установленные НК РФ, так как в силу положений статьи 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Кроме того, в министерстве уверены, что в настоящее время в НК РФ уже реализованы положения, стимулирующие организации к обновлению основного капитала: механизм инвестиционного налогового вычета, налоговые механизмы в сфере амортизационной политики.

В связи с этим Минфин не поддерживает предложения ввести систему целевого использования амортизационных средств и установить дифференцированные ставки по налогу на прибыль в зависимости от направления амортизационных средств.

Следить за новостями удобно в нашем новостном Telegram-канале. Присоединяйтесь!

Комментарии