Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Доставка работников к месту работы и обратно

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Минфин России в письме от 18.05.2006 № 03-05-01-04/110 сообщил, что оплата организацией стоимости проезда работников к месту работы и обратно по решению администрации включается в налоговую базу по НДФЛ таких работников.

Специалисты ИАС "Консалтинг.Стандарт" проанализировали выводы финансового ведомства в еженедельном аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики ИАС "Консалтинг.Стандарт" (о системе "Консалтинг.Стандарт" читайте здесь).

Минфин России аргументировал свою позицию тем, что в статье 217 НК РФ, содержащей перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, для таких доходов, как оплата организацией стоимости проезда работников к месту работы и обратно по решению администрации, освобождение от уплаты налога не предусмотрено.

На наш взгляд, с такой точкой зрения можно поспорить.

Приведем конкретную ситуацию.

Завод расположен в значительной удаленности от общественного транспорта, следовательно, возможность добраться до завода таким транспортом у работников отсутствует. С целью проезда работников к месту работы и обратно общество оплачивает автотранспортные услуги (автобус). В этом случае, мы считаем, общество использует автобус для доставки работников на работу и обратно, прежде всего, в собственных интересах, так как в противном случае большее число работников не сможет попасть на работу к установленному времени.

Кроме того, обязанность общества обеспечить работнику проезд к месту работы и обратно предусмотрена трудовыми договорами.

Таким образом, в такой ситуации личный интерес работников в пользовании автобусом отсутствует. В этом случае, на наш взгляд, обязанности включать в налоговую базу по НДФЛ стоимость проезда у организации нет.

Обратите внимание: по прошествии некоторого времени Минфин России высказывает уже другую точку зрения. Так, в письме от 01.06.2006 № 03-05-01-04/142 финансовое ведомство признало, что поскольку работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения НДФЛ.

Таким образом - указал Минфин России - суммы оплаты организацией проезда работников при отсутствии общественного транспорта в соответствии с договорами, заключенными с транспортными компаниями, не подлежат налогообложению НДФЛ.

В другом письме от 18.05.2006 № 03-05-01-04/110 Минфин России высказался по поводу налогообложения транспортных расходов единым социальным налогом.

С точки зрения финансового ведомства, стоимость доставки сотрудника к месту работы и обратно, предоставляемой организацией в соответствии с трудовым договором, подлежит налогообложению ЕСН с учетом пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Это означает, что если доставка работников к месту работы и обратно не предусмотрена трудовым договором, то такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. А значит, ЕСН на стоимость такой доставки не начисляется. На это указывают и налоговые органы (например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 23.03.2005 № 21-18/98).

Если же стоимость доставки работников предусмотрена трудовым договором и отнесена к расходам для налогообложения прибыли, то ЕСН начислить надо.

Отметим, что Президиум ВАС РФ не согласен с такой позицией чиновников.

Не так давно Президиум ВАС РФ высказался в пользу налогоплательщика, указав, что стоимость услуг по доставке служащих к месту работы и обратно относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности. Поэтому такие затраты нельзя отнести к выплатам работникам. В то же время ЕСН облагаются именно вознаграждения, начисленные по трудовым или гражданско-правовым договорам (ст. 236 НК РФ). Следовательно, расходы по доставке работников ЕСН не облагаются (постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 № 10847/05).

Кроме того, месяцем ранее Минфин России в письме от 14.04.2006 № 03-05-02-04/46 признал, что оплата доставки сотрудников до места работы и обратно, связанная с производственной необходимостью, не включается в налоговую базу по ЕСН (подробнее читайте здесь).

Учитывая противоречивые разъяснения самого финансового ведомства, а также позицию судебных органов, у организации есть все шансы оспорить решение налоговых органов о начислении ЕСН в суде.


Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Число рабочих дней в неделе

Возможен ли в России переход на четырехдневную рабочую неделю?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги