Минфин России выпустил письмо от 04.03.2009 № 03-02-07/1-108, разъясняющее порядок представления налоговой отчетности в случаях, когда новая форма утверждена накануне или в течение срока представления деклараций/расчетов за налоговый/отчетный период.

В письме разъяснено - новые формы налоговых деклараций (расчетов), утвержденные приказами Минфина России, в которых указано на их вступление/применение начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять со дня официального опубликования этих приказов. При этом финансисты пояснили (цитируем): "В случае если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которого распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период)".

В письме финансисты ссылаются на нормы статьи 5 НК РФ, фактически вывернув их "шиворот-навыворот". Напомним содержание указанной статьи НК РФ. Согласно пункту 1 акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в пакете антикризисных поправок в НК РФ в пункт 1 статьи 5 была введена новая норма, предусматривающая исключения из общего правила вступления в силу актов налогового законодательства, облегчающие положение налогоплательщиков. Такие акты могут вступать в силу со дня официального опубликования (если прямо предусматривают это).

При этом пунктом 5 статьи 5 НК РФ установлено, что приведенные выше положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти (читай - приказы Минфина России).

Минфин России "прочел" статью 5 НК РФ по-своему. Финансисты указали, что "по общему правилу нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу". А затем попытались представить приказы Минфина России, утверждаюшие новые формы налоговой отчетности, как подпадающие под акты налогового законодательства, приведенные в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ (облегчающие положение налогоплательщиков). С таким допущением чиновники сделали вывод о том, что на утверждающие формы отчетности приказы Минфина России распространяется порядок вступления в силу "по дате официального опубликования", предусмотренный "антикризисной" поправкой в пункт 1 статьи 5 НК РФ.

На практике нередки ситуации, когда Минфин России из-за долгих согласований либо из-за внесения "антикризисных" и прочих изменений в налоговое законодательство вынужден утверждать новые формы отчетности "впритык" к очередным срокам представления; приказы проходят длительную проверку в Минюсте России; по независящим от финансистов причинам затягивается публикация приказов в официальной прессе… Однако налогоплательщикам от этого не легче. Ведь позиция Минфина России может стать для налоговиков "руководством к действию". И в числе пострадавших окажутся обычные налогоплательщики, которые при представлении налоговой отчетности по старым формам руководствуются общим порядком вступления нормативных правовых актов в силу, установленным НК РФ. И "искать правду" в споре с налоговиками придется в арбитражном суде.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии