Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Некоторым региональным законам о снижении ставок УСН нужна "перезагрузка"

09.06.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Минфин России недоволен формулировками законов некоторых субъектов РФ, вводящих на их территории дифференцированные ставки единого налога при УСН, затрудняющими расчет налога, и требует привести законы в соответствие действующему законодательству (письмо Минфина Росси от 02.06.2009 № 03-11-11/96).

С 1 января 2009 года властям субъектов РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки единого налога при УСН в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом НК РФ не определено содержание понятия "категория налогоплательщиков". Минфин России разъяснил, что исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. И к таким признакам можно отнести, например, виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях (такое же разъяснения Минфин России давал и раньше, например, в письме от 27.02.2009 № 03-11-11/29). Такой подход, кстати, и был использован властями многих регионов при принятии соответствующих законов, предусматривающих разные пониженные ставки налога (например, 5 и 10 процентов) для разных категорий налогоплательщиков.

Тем не менее, в ряде случаев у налогоплательщиков возникли трудности, связанные с определением применяемой в 2009 году ставки единого налога при УСН (преимущественно в ситуациях, когда они осуществляют несколько видов деятельности, по которым предусмотрены разные ставки налога).

Минфин России в письме справедливо отметил, что главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок, установленных для отдельных категорий налогоплательщиков. И, соответственно, в НК РФ не указан механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН при применении налогоплательщиком разных налоговых ставок.

Это дало основание финансистам сделать следующий вывод: налогоплательщик, находящийся на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", и обладающий признаками нескольких категорий налогоплательщиков, вправе применять наименьшую из налоговых ставок, установленных законом субъекта РФ.

Исключить подобные коллизии из практики, по мнению финансистов, может только приведение принятых законов субъектов РФ в соответствие НК РФ, обеспечивающее определенность категорий налогоплательщиков в целях исключения возможности применения к одному налогоплательщику разных налоговых ставок. И даже предложили свой вариант: ввести в закон субъекта РФ условие, что право применения пониженной налоговой ставки для субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего какой-либо вид предпринимательской деятельности, может применяться, только если выручка от реализации продукции (работ, услуг) по этому виду предпринимательской деятельности составляет за налоговый период не менее 70 %.

Уточним, что в категорию "не соответствующих НК РФ", исходя из изложенного в письме Минфин России мнения, попадают большинство уже принятых региональных законов, вводящих дифференцированные ставки налогов для разных категорий налогоплательщиков (полный их перечень приведен здесь ). "Правильных" с точки зрения Минфина России законов немного - это пожалуй, лишь законы о введении дифференцированных ставок УСН на территории Волгоградской, Кемеровской, Мурманской, Омской, Сахалинской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Республики Мордовия и Ненецкого автономного округа.

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий
Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги