В письме от 10.04.2015 № 03-07-11/20448 Минфин России рассмотрел вопрос об учете в расходах продавца премий, выплаченных покупателю.
По общему правилу продавец вправе отнести в состав внереализационных расходов премии (скидки, бонусы), предоставленные покупателю за выполнение условий договора (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Финансовое ведомство отметило, что данная норма применяется, если указанная премия предоставляется без изменения цены единицы товара.
При этом в целях налогообложения можно учесть только те премии (скидки, бонусы), которые не противоречат законодательству.
В частности, особенности выплаты таких премий поставщиками продовольственных товаров покупателям, осуществляющим торговую деятельность, предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон).
Так, на основании п. 4 ст. 9 Закона соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения (без изменения цены товаров), выплачиваемого покупателю в случае приобретения последним определенного количества товара.
При этом размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Включение в цену договора поставки иных видов вознаграждения за исполнение покупателем условий этого договора и (или) его изменение не допускаются (п. 6 ст. 9 Закона).
Таким образом, указанное вознаграждение тождественно премии (скидке), предоставленной продавцом покупателю за выполнение условий договора.
Следовательно, по мнению Минфина России, такое вознаграждение продавец вправе учесть в составе внереализационных расходов на основании пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Расходы поставщика продовольственных товаров в виде вознаграждения, не предусмотренного п. 4 ст. 9 Закона, в целях налогообложения прибыли не учитываются.