Учет операций с ценными бумагами, финансовых вложений и финансовых обязательств имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены в системе автоматизации. АКБ "Промсвязьбанк", имеющий разветвленную структуру и осуществляющий указанные операции в больших объемах, решил проблему автоматизации учетных процессов с внедрением у себя конфигурации на платформе "1С:Предприятие". Настройку конфигурации под специфические требования заказчика осуществляла компания "МАРКОМП-КОНСАЛТИНГ".

Содержание

Основными особенностями деятельности Управления финансового консалтинга и сопровождения инвестиций АКБ "Промсвязьбанк" являются:

  • совершение большого количества (более 80 в день) сделок купли-продажи ценных бумаг с оформлением соответствующих договоров. При этом количество обращающихся ценных бумаг достигает нескольких сотен в месяц;
  • наличие в учете большого количества акций, паев и депозитных сертификатов, а также собственных векселей (как дисконтных, так и процентных);
  • необходимость ведения книги учета ценных бумаг, книги учета собственных векселей для предоставления в контролирующие органы;
  • необходимость оформления бухгалтерских справок, поясняющих порядок начисления процентов по векселям, кредитам и займам.

Справка

АКБ "Промсвязьбанк" (ЗАО) основан в 1995 году. Первоначально банк создавался как отраслевой банк для крупнейших предприятий связи. Банк активно занимался расчетами, параллельно развивая программы кредитования, проектного финансирования, лизинговые схемы, региональные проекты, расширяя присутствие на финансовых рынках. В результате банк стал универсальным финансовым институтом, оказывающим многопрофильные банковские услуги.

Проект по автоматизации, который реализовывали специалисты компании "МАРКОМП-КОНСАЛТИНГ", начался в III квартале 2002 года. На этот момент у заказчика уже функционировала подсистема бухгалтерского учета на платформе "1С:Предприятие", однако из-за значительного объема информации было принято решение разработать и внедрить дополнительный многофункциональный блок для работы с ценными бумагами, состоящий из двух больших разделов:

  1. Финансовые вложения: акции, паи, депозитные сертификаты, векселя.
  2. Финансовые обязательства: векселя собственные, займы.

Эти разделы включают в себя дополнительно созданные справочники, документы, печатные формы, отчеты, бухгалтерские справки, журналы документов. Проводки в ниже приведенных документах присутствуют как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету.

Финансовые вложения

Справочник "Финансовые вложения" (рис. 1) помимо стандартных имеет и вновь созданные разработчиками реквизиты, которые позволяют:

  • хранить сумму дисконта;
  • учитывать номинальную цену;
  • учитывать дату начала и окончания начисления процентов в бухгалтерском учете;
  • учитывать дату начала и окончания начисления процентов в налоговом учете;
  • генерировать договоры в MS Word со следующими реквизитами: номер договора, дата составления, дата погашения;
  • автоматически заполнять документом "Выбытие финансовых вложений" фактическую дата продажи.

Рис. 1. Справочник "Финансовые вложения".

В этом же справочнике была реализована функция распечатки книги учета ценных бумаг (см. рис. 1).

В ходе реализации проекта был автоматизирован документопоток по финансовым вложениям, состоящий из следующих документов (приведены вместе с соответствующими проводками и кратким описанием; указанная в проводках аналитика (за исключением векселей собственных) является стандартной для типовых конфигураций):

1. Поступление финансовых вложений (рис. 2).

Рис. 2. Документ "Поступление финансовых вложений".

"Поступление фин. вложений" является первым элементом в цепочке документов и предназначен для оприходования финансовых вложений на счетах бухгалтерского и налогового учета.

При проведении данного документа формируются проводки, указанные в таблице 1.

Таблица 1

№№

Дебет

Кредит

Операнд

Примечание

1

58.Х (Контрагент, Ценная бумага)

76.5 (Контрагент, Договор, Ценная бумага)

Сумма

Проводки по налоговому учету создаются типовыми документами

2. Выбытие финансовых вложений (рис. 3).

Рис. 3. Документ "Выбытие финансовых вложений".

"Выбытие фин. вложений" замыкает цепочку документов и предназначено для фиксации факта реализации финансового вложения на счетах бухгалтерского и налогового учета.

При проведении данного документа формируются проводки, указанные в таблице 2

.

Таблица 2

№№

Дебет

Кредит

Операнд

Примечание

1

91.2 (Реализация ценных бумаг)

58.х (Контрагент, Договор, Ценная бумага)

Сумма по поступлению (номиналу)

 

2

Н07.14 (Ценная бумага)

 

Сумма по поступлению (номиналу)

Формирование проводок по налоговому учету можно отключить. Возможность отключения предназначена для пользователей желающих формировать проводки типовыми документами

3

76.5 (Контрагент, Договор, Ценная бумага)

91.1 (Реализация ценных бумаг)

Сумма продажи

 

4

 

Н06.11 (Ценная бумага)

Сумма продажи

См. предыдущее примечание

5

76.3 (Контрагент, Ценная бумага)

91.1

Сумма процентов

Сторнирование процентов. Можно отключить в форме документа.

3. Начисление процентов по финансовым вложениям (рис. 4).

Рис. 4. Документ "Начисление процентов по финансовым вложениям".

Данный документ предназначен для начисления процентов или дисконта по финансовым вложениям на счетах бухгалтерского и налогового учета. "Начисление % по фин. вложениям" является вторым элементом в цепочке документов. Поддерживаются два режима начисления процентов: по фин. вложениям (счета 58.1, 58.2) и предоставленным займам (счет 58.3).

При проведении документа формируются проводки, указанные в таблице 3.

Таблица 3

№№

Дебет

Кредит

Операнд

Примечание

1

76.3 (Контрагент, Ценная бумага)

91.1 (Проценты по ценным бумагам)

Сумма процентов

 

2

Н13.01 (Контрагент, Договор, Ценная бумага)

 

Сумма процентов

Налоговый учет

3

 

Н08 (Проценты по договорам займа, ценным бумагам и др.)

Сумма процентов

Налоговый учет

Финансовые обязательства

Справочник "Финансовые обязательства" был разработан для нужд заказчика (рис. 5).

Рис. 5. Справочник "Финансовые обязательства".

В этом же справочнике была реализована функция распечатки книги учета финансовых обязательств. Документопоток по финансовым обязательствам состоит из следующих документов (приведены вместе с соответствующими проводками):

1. Банковская выписка.

Это стандартный документ, поэтому используются возможности типовой конфигурации.

2. Начисление процентов по финансовым обязательствам (рис. 6).

Рис. 6. Документ "Начисление процентов по финансовым обязательствам".

Данный документ предназначен для начисления процентов по финансовым обязательствам на счетах бухгалтерского и налогового учета. Поддерживаются четыре режима начисления процентов:

  • кредиты краткосрочные (счет 66.1).
  • кредиты долгосрочные (счет 67.1).
  • займы краткосрочные (счет 66.3).
  • займы долгосрочные (счет 67.3).

Кредиты от займов отличаются только источником получения денежных средств: в случае кредита речь идет о кредитной организации (банк), в случае займа речь идет о юридических или физических лицах, не являющихся кредитными учреждениями.

При проведении документа формируются проводки, указанные в таблице 4.

Таблица 4

№№

Дебет

Кредит

Операнд

Примечание

1

91.2 (Процент (дисконт) по кредитам, займам и векселям выданным)

66.2 / 66.4 (67.2 / 67.4) (Контрагент, Договор, Фин. обязательства)

Сумма процентов

 

2

Н09 (Проценты по долговым обязательствам)

 

Сумма процентов

Налоговый учет

3

 

Н13.02 (Контрагент, Договор, Фин. обязательства)

Сумма процентов

Налоговый учет

Из рекомендательного письма заказчика:

"... конфигурация автоматизировала все операции, связанные с ценными бумагами, включая первичные документы (Книга учета ценных бумаг, бухгалтерская справка по начислению процентов (дисконта) и другие). Внедрение новой системы позволило существенно разгрузить работу бухгалтерии... В результате снижения рутинной бумажной нагрузки на бухгалтеров появилась возможность более тщательно отслеживать изменения в законодательстве и правильность ведения учета..."

Ведущий специалист Управления финансового консалтинга и сопровождения инвестиций В. Короткова.

В итоге реализованная на платформе "1С:Предприятие" система позволяет вести автоматизированный учет работы с векселями, депозитными сертификатами, акциями, выданными и полученными займами, полученными кредитами, а также генерацию договоров в текстовый редактор. Ежедневно десятком пользователей вводится более 200 документов, формируется более 80 договоров, в каждом из которых по 10-20 ценных бумаг (векселей, депозитных сертификатов, акций, паев). Система позволяет формировать книгу учета ценных бумаг в соответствии с пунктом 6 приказа Минфина России от 15.01.1997 № 2), бухгалтерские справки по начисленным процентам, проводки по бухгалтерскому и налоговому учету по поступлению, выбытию и начислению процентов по ценным бумагам и др. В бухгалтерском и налоговом учете реализована трехуровневая система аналитики по схеме "Контрагент, договор, ценные бумаги".

По результатам эксплуатации системы сотрудники банка подтверждают эффективность принятых решений по автоматизации бухгалтерского и налогового учета на платформе "1С:Предприятие".

Новая информационная система гармонично вписалась в общую систему учета, принятую в структурах банка, и полностью соответствует высоким требованиям, предъявляемым к оперативности и производительности работы.

Работы выполнены "МАРКОМП-КОНСАЛТИНГ" www.marcomp.ru
тел. (095) 291-92-71, 203-01-45, 290-22-70, 290-22-94
e-mail: sales@marcomp.ru

Автоматизация учета сделок с ценными бумагами в холдинговых структурах

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии