Бухгалтер в ответе. Гузель Чукачева о том, почему правильные алгоритмы важнее непредсказуемого человеческого фактора
В рубрике «Бухгалтер в ответе» представляем нового героя – Гузель Чукачеву из Казани.

БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Гузель Чукачева из Казани. Гузель считает, что правильная организация работы – это главное. Структура, порядок, профессионализм – три кита, на которых держится все, в том числе, и бухгалтерия.

Вы учились одновременно и на экономиста, и на переводчика. А что вам изначально ближе – цифры или слова?

– Цифры. Но вообще был у меня расчет, что в будущем пойду работать в зарубежную организацию. Первое время пыталась ходить по собеседованиям, но вакансии были в основном в Москве, и уровень зарплат был не настолько высок, чтобы я поменяла место жительства. А потом, с началом пандемии, все закрылось, а теперь и многие зарубежные компании ушли из страны. В общем, не жалею, что в Казани осталась.

И как стартовала ваша карьера?

– Я попала в очень хорошую организацию, к бухгалтеру, которая в меня поверила. Почему поверила? Наверное, потому что я еще на первых курсах института вела очень активную жизнь, была на стажировке в США по программе Work&Travel, но училась отлично и закончила учебу с красным дипломом. А еще на третьем курсе я решила, что пора поднабраться опыта, и пошла работать за символическую плату помощником главбуха. Нас там было всего двое, главбух и я. Потом главбух решила уйти, ну и я следом за ней. И пошла в «Транстехсервис», очень большую и известную в Татарстане организацию, которая занимается продажами автомобилей. Штат – около четырех тысяч человек, в казанском филиале в одной бухгалтерии 50 человек работало.

Контраст почувствовали?

– Меня удивило, что там все построено на алгоритмах. Каждая твоя обязанность где-то прописана: с 8 до 9 делаешь это, с 9 до 10 – другое. Все очень структурировано, с минимальными потерями рабочего времени. Это очень облегчает задачу. Знаешь, что, с кого, когда спросить, и что потребуют с тебя. В маленькой компании все не так, конечно.

Не напряг вас такой «конвейер»?

– Нет. В этой компании работали настоящие профессионалы, и у них было чему поучиться. Собственно, меня там и научили работать. Структурировали мое рабочее время, мне это сейчас очень сильно помогает. Когда я в других организациях вижу минусы, мне хочется вернуться к той структуре, порядку и профессионализму. Минусы – это когда нечетко разделены обязанности, не прописаны алгоритмы, неясно, с кого спрашивать. Всегда можно заявить: а я не должен, а раньше так не было. Когда есть система, а человек в нее вписан, то человек уходит, а система продолжает работать. А если все держится исключительно на людях, то с их уходом все разваливается. Это неправильно. А в «Транстехсервисе» был очень высокий уровень автоматизации. О многих вещах мы даже не задумывались, что их можно сделать вручную. И на других местах работы я уже сама очень много автоматизировала.

Гузель, а в каких программах работали? С 1С знакомы?

– Использовали Рарус: Альфа-Авто (на базе «1С:Предприятие 8») и «1С:Управление производственным предприятием 8». Приходили утром к 8 часам, а у нас все уже выгружено, дальше только обрабатываешь документы. У нас было много организаций внутри группы компаний. Акты сверок были все автоматизированы – и между своими организациями, и с контрагентами. Обычно как с контрагентами бывает? Сначала распечатывается акт сверки, передается бухгалтеру контрагента, тот распечатывает свой акт сверки, начинает сверять. Как минимум неделя рабочего времени на это уходит. А тут тоже никаких проблем, акты отправлялись сразу по ЭДО. Программа сама формировала документы, сама отправляла, и мы уже ждали ответ. Если ответ не поступал, напоминали. Все с минимальными ошибками. Быстро и без влияния человеческого фактора.

WhatsApp Image 2023-03-02 at 14.55.02.jpegНу, а после шести лет работы в «Транстехсервисе» вы захотели стать главбухом…

– Да, и стала. Ушла в управляющую компанию, которая имела в собственности здания и сдавала их в аренду.

И как вам дался переход от бухгалтера участка к роли главного бухгалтера?

– Я была готова к этому переходу и даже, честно говоря, жаждала его. На мой взгляд, в первичке, так скажем, в первых ступенях я уже знала все. И мне помог случай: главбух, с которой я начинала, предложила мне эту должность. Объем работы был небольшой, я во всем быстро разобралась. Но это была временная работа, нужно было просто заменить человека. А потом я неожиданно получила предложение работы от автодилера «Кан Авто».

Почему неожиданно?

– Попала в аварию, поехала в ГИБДД оформлять ДТП и там же увидела объявление о вакансии «Кан Авто». У них репутация очень хорошая у нас в Казани, и я решила попробовать. Стала главным бухгалтером одного из сегментов группы компаний – кузовной участок и автомобили с пробегом.

Практика работы отличалась от предыдущей?

– Отличались объемы. В УК я считала зарплату на 10 человек, а тут – 250. Была одна фирма, а стало сразу 25. Конечно, пришлось нелегко, но я абсолютно не боялась ничего, была уверена, что справлюсь. И задерживаться приходилось, и новогодние праздники за работой проводить... Но я очень довольна, что я туда пошла, что так сложилась моя судьба.

Ни разу еще не услышали, что вас что-то остановило, смутило или озадачило...

– Бывало по-разному. Но я никогда не унывала, это точно. Еще когда работала в «Транстехсервисе», мечтала как стать главным бухгалтером. Понимала, конечно, что никто сам не позвонит, сказочные условия не предложит. Иллюзий не питала. И когда предложили даже в маленькой фирмочке занять эту позицию, с радостью согласилась. Несмотря на то, что в зарплате потеряла. Никто в моей семье, кстати, не верил, что я пройду собеседование в «Кан Авто». Слишком молодая, опыт главбухом (6 месяцев в небольшой фирме) недостаточен для солидной компании. Но работодателю понравилось, что у меня уже был опыт в автомобильном бизнесе, многих вещей объяснять не приходилось. Тесты я все прошла. Ну и личные мои качества, видимо, понравились. Моя уверенность, что все смогу. Я и сейчас верю, что нет нерешаемых задач. Главное, не паниковать и не бояться.

Опыт из прошлого пытались внедрять?

– Конечно. Здесь было актуально согласование платежей. Их было очень много, на большие суммы. И финотдел, который непосредственно отправлял платежи в банки, совершал много ошибок. Мне удалось наладить работу между бухгалтерией и финотделом за счет правильного построения схемы – кто, что, когда должен согласовывать, чтобы не было лишних звеньев. 33 схемы составили, в зависимости от счета.

Что заставило уйти с этого места работы?

– Предложили зарплату значительно больше. И еще у меня какой-то комплекс был, что я работаю в автобизнесе, а другие сферы не знаю. Словно я не универсальный работник.

И дальше был металлопрокат.

– Да. Здесь я в первый раз выступила в роли финансового директора. Попросили высчитать прибыльность проекта, другие финансовые показатели для организации. Собственник был очень вовлечен в процесс, что мне тоже очень понравилось. Занимались бюджетированием, занимались оптимизацией всего, что можно. 

Вы ждали этих новых обязанностей, или они стали для вас сюрпризом?

– Не ожидала. Я же приходила на главбуха. Но это новое было мне интересно.

Не было ощущения, что вас заставляют перерабатывать за одну зарплату?

– Да такое ощущение почти везде было, но мне это нравилось изучать новое. Новый опыт, возможность докопаться до сути.

А этого работодателя по какой причине покинули?

– Компания переехала, и у меня на дорогу стало уходить слишком много времени. Утром два часа, вечером столько же.

Последнее место – снова автобизнес. Как работается? Времена нынче непростые.

– Основная марка у нас – ГАЗ, в основном коммерческая техника, поэтому особых проблем не испытываем. В этой организации очень много аудита. Есть внутренний, есть обязательный внешний. И с каждой новой проверкой я становлюсь опытнее и растет моя уверенность, что в организации нет никаких проблем.

Хочется стать финдиректором в большой организации, полноценно заняться планированием?

– Посмотрим. Стремления такого у меня нет, все мои работы меня сами находили. Просто я вижу возможности и не боюсь их использовать.

По опыту работы, что для вас 1С?

– 1С – это чудо, без преувеличения. Бухгалтерия для меня равна 1С. Вся моя жизнь связана с 1С.

Комментарии
  1. Герой документооборота

    Красотка