Бюджетные учреждения: учет в 2011 году
С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, предназначенные для ведения в едином порядке учета органами государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук и учреждениями. Это связано с изменениями в законодательстве, направленными на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений: c начала 2011 года таковыми признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. Соответствующие поправки внесены в отдельные нормативные правовые акты Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Методисты фирмы «1С» в предлагаемой вашему вниманию статье анализируют новые нормы с точки зрения их применения по типу бюджетного учреждения.

Содержание

В  соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Приказ № 157н) утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, далее - Инструкция № 157н.

Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н вступил в силу с 1 января 2011 года. В связи с этим согласно пункту 4 приказа № 157н утрачивает силу приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Приказ опубликован 19.01.2011 в «Российской газете».

Согласно пункту 21 Инструкции № 157н на основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Приказ № 162н);
  • бюджетными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н);
  • автономными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

Следует отметить, что согласно пункту 4 Приказа № 162н положения этого приказа распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это значит, что учреждение, получившее статус «бюджетное» и продолжающее получать ЛБО, должно вести учет в соответствии с Приказом № 162н.

Согласно пункту 1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н она применяется не только казенными учреждениями, но и органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

Согласно пункту 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением (далее - учреждение) полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - федеральный орган государственной власти (государственный орган)), по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и порядок финансового обеспечения их осуществления утвержден постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590, далее - Порядок № 590.

Применение нормативных документов

С 1 января 2011 года учреждения в зависимости от типа должны применять:

Казенные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 191н - отчетность.

Бюджетные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - в части операций по переданным полномочиям.

Приказ 174н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 33н - отчетность.

Приказы 162н, 191н - в части публичных обязательств.

Автономные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - в части операций по переданным полномочиям.

Приказ 183н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 33н - отчетность.

Приказы 162н, 191н - в части публичных обязательств.

Согласно пунктам 10, 11 Порядка № 590 учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) на основании платежных документов, представленных им в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) осуществляется в порядке, установленном Минфином России в отношении получателей средств федерального бюджета.

Это предполагает ведение учета расчетов по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном Приказом № 162н для казенных учреждений.

Подготовлен проект изменений в Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Согласно пункту 3.12 статьи 2 (в редакции законопроекта) автономные учреждения осуществляют в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, должны вести учет операций по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном приказом № 162н для казенных учреждений.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для госучреждений всех типов.

Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н утверждены формы и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н утверждены формы и Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).

Учет у бюджетников в 2011 году

В  соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Приказ № 157н) утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, далее - Инструкция № 157н.

Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н вступил в силу с 1 января 2011 года. В связи с этим согласно пункту 4 приказа № 157н утрачивает силу приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Приказ опубликован 19.01.2011 в «Российской газете».

Согласно пункту 21 Инструкции № 157н на основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Приказ № 162н);
  • бюджетными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н);
  • автономными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

Следует отметить, что согласно пункту 4 Приказа № 162н положения этого приказа распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это значит, что учреждение, получившее статус «бюджетное» и продолжающее получать ЛБО, должно вести учет в соответствии с Приказом № 162н.

Согласно пункту 1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н она применяется не только казенными учреждениями, но и органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

Согласно пункту 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением (далее - учреждение) полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - федеральный орган государственной власти (государственный орган)), по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и порядок финансового обеспечения их осуществления утвержден постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590, далее - Порядок № 590.

Применение нормативных документов

С 1 января 2011 года учреждения в зависимости от типа должны применять:

Казенные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 191н - отчетность.

Бюджетные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - в части операций по переданным полномочиям.

Приказ 174н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 33н - отчетность.

Приказы 162н, 191н - в части публичных обязательств.

Автономные учреждения

Приказ 157н - общие положения.

Приказ 162н - в части операций по переданным полномочиям.

Приказ 183н - корреспонденции.

Приказ 173н - первичные документы и регистры учета.

Приказ 33н - отчетность.

Приказы 162н, 191н - в части публичных обязательств.

Согласно пунктам 10, 11 Порядка № 590 учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) на основании платежных документов, представленных им в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) осуществляется в порядке, установленном Минфином России в отношении получателей средств федерального бюджета.

Это предполагает ведение учета расчетов по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном Приказом № 162н для казенных учреждений.

Подготовлен проект изменений в Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Согласно пункту 3.12 статьи 2 (в редакции законопроекта) автономные учреждения осуществляют в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, должны вести учет операций по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном приказом № 162н для казенных учреждений.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для госучреждений всех типов.

Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н утверждены формы и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н утверждены формы и Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).

Единый план счетов

Единый план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом № 157н, предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее - объекты учета).

План счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов).

Инструкция по его применению содержит основные правила и методику учета, аналогично Положениям по бухгалтерскому учету для коммерческих предприятий.

Рабочий план счетов

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

В рамках Учетной политики субъект учета утверждает локальным актом Рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1-17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в 24-26 разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

При этом в зависимости от типа учреждения могут применяться как единые бюджетные, так и специализированные классификаторы для отражения поступлений и выбытий в 1-17 разрядах и 24-26 разрядах номера счета бухгалтерского учета.

Для казенных учреждений и бюджетных учреждений в 24-26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19-23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1  -  деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

2  -  приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3  -  средства во временном распоряжении;

4  -  субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5  -  субсидии на иные цели;

6  -  бюджетные инвестиции;

7  -  средства по обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, в зависимости от типа учреждения могут применяться как единые бюджетные, так и специализированные классификаторы для отражения поступлений и выбытий в 1-17 разрядах и 24-26 разрядах номера счета бухгалтерского учета.

Структура рабочих счетов, на которых должны отражаться финансово-хозяйственные операции учреждений, приведена в таблице.

Как видно из таблицы, даже в рамках учреждений одного типа рабочие счета могут быть разной структуры. Например, у бюджетных и автономных учреждений операции по расчетам по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (код вида финансового обеспечения 1 - бюджетная деятельность), должны отражаться по бюджетной классификации, а по другим операциям может применяться произвольная классификация.

Согласно пункту 1 статьи 17.1 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. В связи с этим пунктом 3 Инструкции № 157н установлено, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

Из этого следует, что при изменении типа учреждения в течение года необходимо обеспечить возможность преемственности учета без переноса данных в другую информационную систему (базу данных). Это возможно при применении всеми типами учреждений единого программного продукта, учитывающего особенности каждого типа.

Таким образом, программный продукт для бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений должен обеспечивать:

  • ведение учета всеми типами учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой;
  • формирование структуры 26-разрядного Рабочего плана счетов в соответствии с типом учреждения и видами его финансового обеспечения;
  • отражение операций в первичных документах и регистрах учета в соответствии с 26-разрядным Рабочим планом счетов бухгалтерского учета, при этом для каждого типа учреждений должен применяться Рабочий план счетов соответствующей структуры;
  • учет операций по осуществлению учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в соответствии с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» и формирование по ним отчетности в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"

В связи с изменениями законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 2011 года, а также в соответствии с планами, объявленными в информационном письме № 13028 от 31.01.2011 (http://www.1c.ru/news/ info.jsp?id=13028), фирма «1С» выпустила новый программный продукт:

Код

4601546090300

Наименование

1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8

Рекоменд. розничная цена

12 000 руб.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов РФ) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» может также использоваться распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами, органами казначейства, государственными академиями наук в части исполнения сметы на свое содержание.

Программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно использовать как для ведения учета одного учреждения, так и для ведения централизованного учета за учреждения, передавшие свои полномочия по ведению бухгалтерского учета на основании соглашения. При этом в единой информационной базе осуществляется ведение учета казенных учреждений - по Плану счетов бюджетного учета, бюджетных учреждений - по Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, автономных учреждений - по Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно использовать совместно с программой «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8». Для этого реализован двухсторонний обмен данными о суммах к выплате и об отражении начисленных и удержанных сумм, включая налоги, в бухгалтерском учете.

По сравнению с программой «1С:Бухгалтерия для бюджетного учреждения 7.7 ПРОФ» программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.

В связи с тем, что новые правила учета требуют больше аналитических разрезов, чем поддерживается платформой «1С:Предприятие 7.7», реализовать универсальную конфигурацию для всех типов учреждений на платформе «1С:Предприятие 7.7», аналогичную конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения», не представляется возможным.

Поддержка адаптированной конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» и изменений учета для казенных учреждений в конфигурации «Зарплата + Кадры» на платформе «1С:Предприятие 7.7» планируется только до конца 2011 года.

 

Таблица. Структура рабочих счетов.

РАЗРЯД/ТИП

1-17

18

19 20 21

22

23

24 25 26

Казенные учреждения

БК РФ

1,2,3

101

 

ЕДИНЫЙ ПЛАН
СЧЕТОВ

1

3

4

с 1 по 8

КОСГУ 310, 410

Бюджетные учреждения - ПБС

БК РФ

1,2,3

Бюджетные учреждения - получатели субсидий

БК РФ

1

1

2

3

4

с 1 по 8

КОСГУ 310, 410

ВЫБОР учетная политика

2,3

ВЫБОР учредителя

4,5,6,7

Автономные учреждения

БК РФ

1

1

2

3

4

с 1 по 8

КОСГУ

ВЫБОР учетная политика

2,3

ВЫБОР

учетная политика

ВЫБОР учетная политика

4,5,6,7

 

Комментарии

Рекомендуем материалы