Действующие правила оформления БСО: практика применения
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 было утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. На страницах нашего журнала мы уже неоднократно рассматривали вопросы применения указанного Положения. Однако с учетом большого числа нормативных правовых актов, появившихся в последнее время по данной проблематике, а также ваших вопросов, поступающих в редакцию, мы решили еще раз вернуться к этой теме. А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам, остановится на некоторых вопросах, связанных с применением бланков строгой отчетности.

Содержание

Анализ Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление) указывает на то, что по общему правилу формы БСО, утвержденные до 1 декабря 2008 года, подлежат применению лишь до указанной даты. После 1 декабря 2008 года Минфин России утратил право на утверждение форм БСО, поскольку в соответствии с утвержденным постановлениям Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) право на разработку форм БСО является компетенцией налогоплательщиков.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года любая организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе для осуществления расчетов в наличной форме утвердить собственный бланк БСО, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 Положения. Следовательно, если у организации и (или) индивидуального предпринимателя остались "старые" БСО, то с 1 декабря 2008 года нет никаких препятствий для их дальнейшего правомерного использования. Это связано с тем, что с 1 декабря 2008 года подобные "старые" БСО утратили статус обязательных, утвержденных государством. Вместе с тем, ничто не мешает организации (индивидуальному предпринимателю) по-прежнему рассматривать указанные бланки для себя, но уже в качестве "новой" формы БСО. Вследствие вышеизложенного организации могут использовать БСО, напечатанные в излишних количествах до 1 декабря 2008 года, и после этой даты. Единственное требование, предъявляемое Положением, - БСО должен содержать все реквизиты, предусмотренные Положением в качестве обязательных.

Так, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 указано на то, что с 1 декабря 2008 года для оформления оплаты за проживание в гостинице в качестве бланка строгой отчетности не может применяться форма № 3-Г "Счет", ранее утвержденная приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121.

Вместе с тем с учетом изложенного выше такой вывод Минфина России не соответствует требованиям Положения: налогоплательщик может продолжать использовать указанные формы БСО, если утвердит их для себя в качестве БСО и если таковые будут содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением.

Но следует учитывать, и мы это отмечали ранее, что для некоторых видов деятельности подобная свобода в разработке собственной формы БСО Положением не предусмотрена. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что если полномочия по разработке формы БСО отнесены к компетенции того или иного федерального органа государственной власти, то и применению подлежит только та форма БСО, которая будет утверждена соответствующим органом власти. Кроме того, пунктом 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами культурно-развлекательной сферы и сферы физической культуры и спорта, вправе утверждать формы БСО, подлежащие применению заинтересованными лицами.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года в некоторых сферах предпринимательской деятельности сохранилась обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей применять те формы БСО, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти. К настоящему времени утверждены следующие формы БСО, подлежащие применению:

  • формы БСО "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257;
  • форма БСО "Кинобилет", утвержденная приказом Минкультуры России от 08.12.2008 № 231.

Однако в соответствии с пунктом 2 Постановления "старые" БСО, утверждение "новых" форм которых отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, могут применяться и после 01.12.2008 вплоть до такого утверждения.

Право органов государственной власти по утверждению форм БСО

Анализ Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление) указывает на то, что по общему правилу формы БСО, утвержденные до 1 декабря 2008 года, подлежат применению лишь до указанной даты. После 1 декабря 2008 года Минфин России утратил право на утверждение форм БСО, поскольку в соответствии с утвержденным постановлениям Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) право на разработку форм БСО является компетенцией налогоплательщиков.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года любая организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе для осуществления расчетов в наличной форме утвердить собственный бланк БСО, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 Положения. Следовательно, если у организации и (или) индивидуального предпринимателя остались "старые" БСО, то с 1 декабря 2008 года нет никаких препятствий для их дальнейшего правомерного использования. Это связано с тем, что с 1 декабря 2008 года подобные "старые" БСО утратили статус обязательных, утвержденных государством. Вместе с тем, ничто не мешает организации (индивидуальному предпринимателю) по-прежнему рассматривать указанные бланки для себя, но уже в качестве "новой" формы БСО. Вследствие вышеизложенного организации могут использовать БСО, напечатанные в излишних количествах до 1 декабря 2008 года, и после этой даты. Единственное требование, предъявляемое Положением, - БСО должен содержать все реквизиты, предусмотренные Положением в качестве обязательных.

Так, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 указано на то, что с 1 декабря 2008 года для оформления оплаты за проживание в гостинице в качестве бланка строгой отчетности не может применяться форма № 3-Г "Счет", ранее утвержденная приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121.

Вместе с тем с учетом изложенного выше такой вывод Минфина России не соответствует требованиям Положения: налогоплательщик может продолжать использовать указанные формы БСО, если утвердит их для себя в качестве БСО и если таковые будут содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением.

Но следует учитывать, и мы это отмечали ранее, что для некоторых видов деятельности подобная свобода в разработке собственной формы БСО Положением не предусмотрена. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что если полномочия по разработке формы БСО отнесены к компетенции того или иного федерального органа государственной власти, то и применению подлежит только та форма БСО, которая будет утверждена соответствующим органом власти. Кроме того, пунктом 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами культурно-развлекательной сферы и сферы физической культуры и спорта, вправе утверждать формы БСО, подлежащие применению заинтересованными лицами.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года в некоторых сферах предпринимательской деятельности сохранилась обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей применять те формы БСО, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти. К настоящему времени утверждены следующие формы БСО, подлежащие применению:

  • формы БСО "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257;
  • форма БСО "Кинобилет", утвержденная приказом Минкультуры России от 08.12.2008 № 231.

Однако в соответствии с пунктом 2 Постановления "старые" БСО, утверждение "новых" форм которых отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, могут применяться и после 01.12.2008 вплоть до такого утверждения.

Автоматизированная система как способ изготовления БСО

В соответствии с пунктом 4 Положения БСО могут изготавливаться как типографским способом, так и посредством автоматизированной системы. Вместе с тем, к изготовлению БСО с помощью автоматизированной системы пунктом 11 Положения предъявляются достаточно серьезные требования:

  • система должна иметь защиту от несанкционированного доступа;
  • фиксировать все операции с БСО в течение 5 лет;
  • каждому БСО автоматизированной системой должен присваиваться уникальный номер и серия бланка.

Вследствие вышеизложенного трудно не согласиться с мнением Минфина России (письма от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353) о том, что автоматизированная система не может отождествляться просто с печатающим устройством (с компьютером). К сожалению, непосредственно ни Постановление, ни Положение не предусмотрели каких-либо специальных технических критериев, которым должна соответствовать автоматизированная система. Вместе с тем, исходя из ее предназначения (оформление БСО) и предъявляемых к ней требованиям последняя фактически должна соответствовать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике (письма Минфина России от 27.01.2009 № 03-01-15/1-28, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, № 03-01-15/11-365).

Таким образом, в настоящее время представляется весьма затруднительным использование автоматизированных систем для оформления бланков строгой отчетности в силу отсутствия должного правового регулирования указанных процессов.

В случае принятия соответствующего решения организация и (или) индивидуальный предприниматель обязаны доказать, что используемая автоматизированная система соответствует всем требованиям, предусмотренным пунктом 11 Положения.

Комментарии