Принятый 10 января 2002 года Федеральный закон № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон) дает основу для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами в режиме реального времени. Согласно Закону документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с "мокрой" печатью и подписью. В этой статье специалисты фирмы "Такском" рассказывают о безбумажной технологии сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Содержание

Дополнительно к Закону юридическую базу системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи составляют изменения, внесенные в ст. 80 Налогового кодекса и в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", а также "Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169. В соответствии с упомянутым Порядком при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

Сейчас в Москве уже 20 налоговых инспекций принимают бухгалтерскую и налоговую отчетность, подписанную электронной цифровой подписью, и более тысячи налогоплательщиков сдают налоговые декларации по электронной почте. УМНС России по г. Москве планирует с 01.01.2003 г. перевести еще 18 инспекций на новую технологию, а постепенно - и все оставшиеся московские инспекции.

Налогоплательщики в рамках подобной системы получают возможности заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности, автоматического контроля за правильностью заполнения форм и доставки в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Такой порядок работы исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширяет временные рамки сдачи налоговой отчетности, т.к. бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Присланные налогоплательщиком данные разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации.

Согласно положениям Налогового кодекса РФ формы налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по безбумажной технологии, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления. В настоящее время разработаны и утверждены форматы по 21 Форме налоговой и бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, в соответствии с утвержденным Порядком решение о составе форм отчетности принимается Управлением МНС России по каждому конкретному региону и даже по конкретным инспекциям, исходя из степени готовности программно-технического обеспечения налоговых инспекций.

Так, УМНС по г. Москве утвержден следующий список форм отчетности, сдача которых может осуществляться по каналам связи без обязательного дублирования на бумажных носителях:

  1. Декларация по налогу на прибыль организаций;
  2. Декларация по налогу на добавленную стоимость;
  3. Декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов;
  4. Расчет по налогу на имущество предприятий;
  5. Расчет по налогу на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации);
  6. Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  7. Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу;
  8. Декларация по налогу на рекламу;
  9. Декларация по налогу с продаж;
  10. Расчет сумм сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  11. Декларация по налогу на пользователей автодорог;
  12. Декларация по налогу с владельцев транспортных средств;
  13. Бухгалтерский баланс (Форма №1);
  14. Отчет о прибылях и убытках (Форма №2).

МНС России и УМНС по г. Москве постоянно расширяют список форм отчетности, доступной для сдачи в электронном виде. Сейчас для сдачи в электронном виде готовится форма 2-НДФЛ, приложения к бухгалтерскому балансу, а также формы расчета налога на игорный бизнес, расчета налога на имущество иностранной организации, формы налоговых деклараций по единому социальному налогу, налогу на прибыль иностранной организации и форму налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации.

Форматы - открытая информация, доступная на сайтах МНС России www.nalog.ru, УМНС России по г. Москве и оператора связи - компании "Такском" www.taxcom.ru.

Сдавать отчетность в электронном виде по каналам связи может любая организация, состоящая на учете в одной из инспекций МНС России, подключенных к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому налогоплательщикам, заинтересованным в переходе на новые технологии, сначала нужно обратиться в свою налоговую инспекцию и узнать, подключена ли она к системе. Как было сказано ранее, в Москве сейчас 20 налоговых инспекций, которые принимают отчетность по безбумажной технологии.

В случае положительного ответа от инспекции следует решить некоторые внутренние и внешние организационные вопросы.

Для виртуального общения с налоговой инспекцией организация должна обеспечить рабочее место. Для установки программного комплекса требуется компьютер со следующими характеристиками:

  • IBM PC-совместимый компьютер с процессором Pentium 90 или более мощным;
  • ОЗУ объемом не менее 32 Мбайт;
  • не менее 50 Мбайт свободного дискового пространства;
  • дисковод 3.5 дюйма (1.44 Мбайт);
  • дисковод для компакт-дисков.

На компьютере должны быть установлены:

  • операционная система Windows 95/98/NT/2000;
  • текстовый редактор, с помощью которого открываются файлы с расширением txt;
  • web-обозреватель MS Internet Explorer версии 5 или выше (MS Internet Explorer версии 5.5 поставляется вместе с комплексом "Спринтер").

С рабочего места должен быть обеспечен доступ к сети Интернет (с помощью модема или по выделенной линии).

Далее следует заключить договор с оператором связи на оказание услуг по сдаче отчетности, приобрести у него программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде для отправления ее по каналам связи, и получить средства криптографической защиты информации.

Оператор связи - это компания, предоставляющая налогоплательщикам и инспекциям услуги защищенной электронной почты, используемой при обмене электронными документами с применением сертифицированных средств защиты, а также осуществляющая создание, сертификацию и распределение ключей в системе формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи и имеющая лицензии на предоставление такого рода услуг и эксплуатацию соответствующих сертифицированных средств защиты информации.

Пока в Москве существует только один оператор связи. В соответствии с "Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" УМНС России по г. Москве заключило Соглашение № 144 от 16.09.2002 г. о совместных действиях по организации и эксплуатации регионального сегмента системы представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в г. Москве, согласно которому функции специализированного оператора связи системы выполняет ООО "Такском" (www.taxcom.ru). Выбранный оператор связи имеет все необходимые лицензии ФАПСИ и Минсвязи России, а предложенные им программно-технические решения имеют сертификат Госстандарта России, подтверждающий соответствие требованиям "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" и других нормативных документов МНС России.

В настоящее время МНС России разрабатывает нормативные документы, регламентирующие выбор оператора связи. Им может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и заключившая соглашение с налоговыми органами субъекта Российской Федерации.

Программный комплекс "Спринтер", разработанный компанией "Такском" совместно с "1С" и фирмой "Фактор-ТС", прошел сертификацию в испытательной лаборатории ГНИВЦ МНС России и выполняет все функции, предусмотренные Порядком:

  • заполнение форм бухгалтерской и налоговой отчетности, утвержденных Министерством финансов и МНС России, как для распечатки, так и для представления в налоговые органы в электронном виде;
  • контроль за правильностью заполнения форм;
  • доставка по электронной почте в инспекции МНС зашифрованных и подписанных электронной цифровой подписью файлов с отчетностью;
  • автоматическое соблюдение регламента электронного документооборота со стороны налогоплательщика.

Более подробное описание ПК "Спринтер" можно найти в статье "Сдача отчетности в электронном виде: как это выглядит на практике?", размещенной в этом разделе.

Для заключения договора с оператором связи необходимо заполнить регистрационную карту абонента и получить комплект документов включая договор и счета для оплаты за программное обеспечение, подключение и услуги. Это можно сделать несколькими способами:

  • Зайти на сайт оператора связи (www.taxcom.ru) и сформировать карту самостоятельно и переслать ее оператору связи по электронной почте. После этого можно приехать в офис оператора связи за уже готовым комплектом документов.
  • Обратиться по поводу заполнения регистрационной карты на Информационно-консультационный пункт оператора связи в налоговой инспекции. Комплект документов выдается на этом же Информационно-консультационном пункте.
  • Приехать для формирования регистрационной карты и получения комплекта документов в офис оператора связи.

Информационно-консультационные пункты работают один или два дня в неделю (как правило, это один приемный и один неприемный день работы налоговой инспекции). Более точную информацию о работе информационно-консультационных пунктов можно получить в инспекции или на сайте компании "Такском" (www.taxcom.ru) .

После оплаты счетов необходимо приехать в офис ООО "Такском" с комплектом документов, где сотрудники компании дооформляют нужные бумаги и выдают программное обеспечение и средства криптографической защиты. Получение СКЗИ рекомендуется поручить ответственному за работу со СКЗИ в организации. Если СКЗИ получает кто-либо другой, то ответственному за работу со СКЗИ нужно будет приехать в ООО "Такском" для инструктажа в течение 10 дней со дня получения СКЗИ.

Стоимость работ по подключению юридического лица к системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде складывается из следующих статей:

  • программный комплекс "Спринтер" - $ 84;
  • подключение к системе - $ 18;
  • абонентское обслуживание - $ 12 в месяц;
  • дополнительные услуги - от $ 6 до 24.

Установка и настройка ПК "Спринтер" осуществляется абонентами самостоятельно. В комплекте с ПК "Спринтер" пользователям выдается специальная "настроечная" дискета, позволяющая автоматически настроить основные параметры системы. Вместе с тем по желанию пользователей за небольшую дополнительную плату специалисты оператора связи могут осуществить установку с выездом к абоненту.

В соответствии с условиями заключенного договора, в течение 3-х рабочих дней с момента получения организацией средств криптографической защиты информации организация будет зарегистрирована в системе сдачи налоговой отчетности по безбумажной технологии и сможет приступить к работе.

Безбумажная технология сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии