Очередной поворот в истории "грязных платежей"
История со взиманием платежей за загрязнение окружающей природной среды получила продолжение: 12 июня 2003 года Правительство РФ приняло постановление № 344, которым утвердило базовые нормативы и коэффициенты для расчета платы за загрязнение окружающей среды. Какова теперь ситуация с правомерностью взимания этих платежей? Комментирует наш постоянный автор М.С. Мухин.

Содержание

15 мая 2003 года вступило в законную силу постановление Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49 о признании недействительным и не подлежащим применению пункта 2 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление № 632) и пункта 9 Порядка, утвержденного данным постановлением. Казалось бы, вопрос о том, следует ли вносить в бюджет указанный платеж, можно считать закрытым (об этом читайте статью в № 4 "БУХ.1С", апрель 2003 г.). Однако уже 12 июня 2003 года Правительство РФ приняло постановление № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление № 344). Таким образом, сюжет, закрученный более года назад, продолжает развиваться.

В обобщенном виде основные вопросы, вызывающие наибольший интерес природопользователей, могут быть представлены следующим образом:

  • Следует ли вносить плату за загрязнение окружающей природной среды за период деятельности до 15 мая 2003 года?
  • Можно ли возвратить из бюджета плату за загрязнение окружающей природной среды, уплаченную до 15 мая 2003 года?
  • Следует ли вносить плату за загрязнение окружающей природной среды с 29 июня 2003 года?

Плата за период деятельности до 15 мая

Первые два вопроса тесно связаны между собой, поскольку отправной точкой для них является дата вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № 03-49. Нетрудно предположить, что налоговые органы будут давать (а, возможно, уже дают) утвердительный ответ на первый вопрос и отрицательный - на второй. О высокой вероятности этого свидетельствует позиция, которую МНС России заняло в аналогичной ситуации, когда ВС РФ впервые признал недействительным Постановление № 632 (решение от 28.03.2002, вступившее в законную силу 04.06.2002). Указанная позиция была изложена в письме от 23.07.2002 № НА-6-21/1065@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды" следующим образом:

Выдержка из документа

"...Постановление признается незаконным (недействительным) с момента вынесения определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, то есть с 4 июня 2002 года, и оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему Российской Федерации, до вступления в законную силу Решения не имеется..."

Письмо МНС России от 23.07.2002 № НА-6-21/1065@

Мы не станем оспаривать эту позицию, тем более что в отношении последнего акта Верховного Суда РФ ее можно только предполагать. Попытаемся найти иной ключ к решению проблемы. Как следует из абзаца шестого пункта 2 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Согласно пункту 2 Постановления № 632 утверждение указанных базовых нормативов и коэффициентов было возложено на Минприроды России. Во исполнение данной нормы Минприроды России 27.11.1992 издало приказ без номера, которым и были утверждены базовые нормативы и коэффициенты. Именно делегирование Правительством РФ своих полномочий федеральному министерству и стало причиной для признания Верховным Судом РФ пункта 2 Постановления № 632 недействующим.

Вместе с тем, за многочисленными судебными разбирательствами для многих остался незамеченным тот факт, что еще приказом от 12.04.2002 № 187 Минприроды России признало недействующим свой Приказ от 27.11.1992 без номера. Новые базовые нормативы и коэффициенты утверждены Минприроды не были.

Таким образом, с 12 апреля 2002 года прекратили свое существование ставки платы за загрязнение окружающей природной среды - элемент, без которого исчисление любого обязательного платежа невозможно в принципе.

Следовательно, с указанной даты проблема исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды перешла из правовой плоскости в сугубо техническую.

Независимо от признания или непризнания за Правительством России права делегировать свои полномочия федеральным ведомствам, природопользователи оказались не в состоянии исчислить плату, а контролирующие органы - проконтролировать правильность ее исчисления. Остается лишь догадываться, чем руководствовались природоохранные органы, продолжавшие начислять природопользователям после 12 апреля 2002 года суммы платежей, а также налоговые органы, категорически настаивавшие на их уплате.

Наиболее наглядно указанную проблему продемонстировало письмо МНС России от 27.01.2003 № НА-6-21/115@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды", в котором главный налоговый орган страны, настаивая на необходимости внесения в бюджет указанной платы, оказался не в состоянии сообщить, какими ставками следует руководствоваться при расчете платежей за 3-й и 4-й кварталы 2002 года.

Сделать вывод из изложенного не представляет труда. Все притязания налоговых и природоохранных органов на взимание платы за загрязнение окружающей природной среды за период с 12 апреля 2002 года по 14 мая 2003 года не только лишены правовых оснований, но и практически нереализуемы. Суммы, внесенные природопользователями за этот период, подлежат безусловному возврату из бюджета, как излишне уплаченные.

Отдельно следует остановиться на периоде, предшествовавшем отмене ставок платы за загрязнение окружающей природной среды - до 12 апреля 2002 года. Возьмемся утверждать, что и до этой даты законные основания для взимания платы отсутствовали. Причина этого проста - приказ Минприроды России от 27.11.1992 без номера не был официально опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России, что, кстати, и стало причиной для его отмены. В связи с этим хотелось бы узнать, каким образом налоговые и природоохранные органы намерены аргументировать обязанность природопользователей знать и применять кулуарно принятый нормативный правовой акт. Во всяком случае, часть третья статьи 15 Конституции РФ содержит вполне однозначный запрет на применение подобных документов:
"Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения".

Внесение платы с 29 июня 2003 года

С 29 июня 2003 года вступило в силу Постановление № 344, которым Правительство РФ, по сути, восполнило многолетний пробел в регулировании платы за загрязнение окружающей природной среды - установило ставки платы. С этой датой многие специалисты связывают окончательное решение "экологического вопроса". На первый взгляд, предпосылки для такого вывода имеются. Полномочия Правительства России устанавливать ставки платы за загрязнение окружающей природной среды подтверждены Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.

Постановление № 344 официально опубликовано и введено в действие в полном соответствии с требованиями Указа Президента России от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Вместе с тем, считать вопрос решенным мешает одно весьма существенное обстоятельство. Ставки платы за загрязнение окружающей природной среды являются, безусловно, важным, но далеко не единственным ее элементом. Обязательный характер платежа предполагает установление срока его внесения. Вопрос же о сроках внесения платы за загрязнение окружающей природной среды по-прежнему остается открытым. В соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, указанные сроки должны устанавливаться территориальными органами Минприроды России. В действительности, данную функцию взяли на себя три федеральных ведомства - Минприроды, Минфин и Госналогслужба России (письмо от 03.03.1993 №№ 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10). Ранее нам уже приходилось отмечать, что тем самым указанные ведомства превысили свои полномочия*.

Примечание:
* См. статью Мухина М.С. в "БУХ 1С", №4, апрель 2003 года.

Факт государственной регистрации межведомственного письма в Минюсте России, состоявшийся более десяти лет назад, сегодня уже не выглядит безусловным подтверждением его правовой состоятельности. Невозможность отнесения трех федеральных ведомств к территориальным органам Минприроды России, на наш взгляд, более чем очевидна.

Таким образом, и после 29 июня 2003 года в руках природопользователей остается весьма серьезный аргумент - сроки внесения в бюджет платы за загрязнения окружающей природной среды надлежащими органами (территориальными органами Минприроды России) и надлежащим образом (с официальным опубликованием соответствующих нормативных правовых актов) не установлены. Окажутся ли заинтересованные государственные органы в состоянии парировать этот аргумент, покажет время.

Помимо изложенного, взимание платы за загрязнение окружающей природной среды существенно осложнено и другими обстоятельствами. Так, традиционный интерес к этому платежу испытывают налоговые органы. Однако их компетенция в данном вопросе отнюдь не выглядит бесспорной в свете позиции высших органов судебной власти страны, весьма своеобразно определивших статус платы за загрязнение окружающей природной среды ("фискальный сбор"), и поставивших ее тем самым вне системы налогов и сборов Российской Федерации. Наглядным подтверждением этой позиции является тот факт, что ВС РФ, признавая пункт 9 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, недействующим, исходил из неправомерности безакцептного (бесспорного) порядка взыскания сумм платы за загрязнение окружающей природной среды с природопользователей. Констатируя непричастность платы к системе налогов и сборов Российской Федерации, нельзя не сделать вывод о том, что налоговые органы не вправе использовать свои полномочия для контроля за ее взиманием. Иными словами, органы МНС России не имеют никакого отношения к плате за загрязнение окружающей природной среды (за исключением случаев, когда они сами являются природопользователями). Данный вывод подтверждает позиция Федерального арбитражного суда Московского округа:

Дело №

"...Отнесение Конституционным Судом указанных платежей к "фискальным сборам", которые не упомянуты в ст. 8 НК РФ, и в силу компетенции налоговых органов, предусмотренной ст. ст. 31, 32 НК РФ, лишает налоговые органы взыскивать "фискальные сборы", поскольку данный платеж не входит в систему налогов и сборов в Российской Федерации..."

из Постановления ФАС МО от 02.06.2003 по делу № КА-А41/3458-03

Таким образом, вопрос о взыскании с природопользователей сумм платы за загрязнение окружающей природной среды может решаться только в судебном порядке.

При этом правомерность предъявления соответствующих исков налоговыми органами вызывает большие сомнения.

При этом даже независимо от того, будут ли установлены сроки внесения платы, к ней совершенно неприменимы положения статьи 75 НК РФ, регулирующие взыскание пени.

Заключение

Обобщая изложенное, можно сказать, что в ситуации с "грязными платежами" положение природопользователей, на наш взгляд, выглядит гораздо предпочтительнее, чем положение государственных контролирующих органов.

Постановление № 344, утвержденное Правительством РФ 12.06.2003, к сожалению, устранило лишь один, пусть и наиболее существенный пробел.

Для полного упорядочения взимания платы за загрязнение окружающей природной среды необходимо радикальное обновление нормативной правовой базы.

Без этого усилия Правительства Российской Федерации напоминают латание тришкиного кафтана.

Справка 1

Хронология событий, связанных с платой за загрязнение окружающей природной среды

19.12.1991 - принят Закон РСФСР № 2060-1 "О плате за загрязнение окружающей природной среды"

28.08.1992 - Правительством РФ принято постановление от № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (опубликовано 16.09.1992). Согласно пункту 2 Порядка дифференцированные ставки платы определяются как произведение базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Утверждение базовых нормативов и коэффициентов согласно пункту 2 постановления № 632 поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Взыскание сумм платежей согласно пункту 9 Порядка производится в безакцептном порядке.

27.11.1992 - приказом без номера Минприроды России утверждает базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды и коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Приказ не опубликован.

03.03.1993 - письмом № 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10 Минприроды, Минфин и Госналогслужба Российской Федерации (опубликовано 03.06.1993) устанавливают сроки перечисления платы за загрязнение окружающей природной среды и сроки представления в налоговые органы расчетов платы.

10.01.2002 - принят Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 утрачивает силу.

28.03.2002 - Верховный Суд РФ решением № ГКПИ 2002-178 признает пункт 2 Постановления № 632 недействующим и не подлежащим применению.

12.04.2002 - Минприроды России приказом № 187 отменяет приказ от 27.11.1992 об утверждении базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Новые нормативы и коэффициенты не установлены.

04.06.2002 - решение Верховного Суда РФ № ГКПИ 2002-178 вступает в законную силу.

10.12.2002 - Конституционный Суд РФ выносит определение № 284-О (опубликовано 25.12.2002), которым подтверждает юридическую силу Постановления № 632.

12.02.2003 - Верховный Суд России решением № ГКПИ 03-49 признает пункт 2 Постановления № 632 и пункт 9 утвержденного им Порядка недействующими.

15.05.2003 - решение Верховного Суда России ГКПИ 03-49 вступает в законную силу.

12.06.2003 - Правительство РФ принимает постановление № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (опубликовано 21.06.2003), которым утверждает базовые нормативы и коэффициенты для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

_____________________________

Справка 2

АРГУМЕНТЫ, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ НЕЗАКОННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ О ВНЕСЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНЫМ ПЕРИОДАМ)

Элементы платы С 28.08.1992 по 03.06.1993 С 03.06.1993 по 11.04.2002 С 12.04.2002 по 14.05.2003 С 15.05.2003 по 28.06.2003 С 29.06.2003
Базовые нормативы и коэффициенты, служащие основой для исчисления платы Официально не опубликованы Официально не опубликованы Отменены Отменены и, кроме того, установлены незаконно
Сроки перечисления платы Не установлены Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами

Взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды в 2003 году

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии