Расчет по страховым взносам – 2021: ответы на частые вопросы

В январе организации и ИП будут сдавать расчеты по страховым взносам по итогам 2021 года. Отвечаем на самые частые вопросы, связанные с порядком оформления и сдачи РСВ.

Расчет по страховым взносам за 2021 год нужно сдавать по новой форме?

Нет, расчет за текущий, 2021 год сдается по уже привычной форме, утв. приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Новая форма расчета по страховым взносам, утв. приказом ФНС от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@, применяется только начиная с представления отчетности за I квартал 2022 года.

Нужно ли сдавать расчет по страховым взносам на работника, который весь отчетный период находился в отпуске без сохранения зарплаты и никаких выплат не получал? Что в таких случаях нужно указывать в бланке РСВ?

Да, работники, в пользу которых не производилось никаких выплат, также подлежат включению в расчет по страховым взносам. По таким работникам сдается так называемый «нулевой РСВ». При этом действующая форма РСВ в таких случаях предусматривает заполнение только титульного листа, раздела 1 с указанием «Тип плательщика» без приложений и раздела 3 с нулями и прочерками. Другие разделы в расчете не заполняются (письмо Минфина от 09.10.2019 № 03-15-05/77364).

Нужно ли сдавать расчет по страховым взносам организациям, которые временно приостановили свою деятельность и в отчетном периоде не производили никаких выплат работникам?

Да, нужно. Несмотря на то, что расчет по закону представляют страхователи, производящие выплату в пользу физлиц (п. 7 ст. 431 НК РФ), отсутствие таких выплат не освобождает от сдачи расчета с нулевыми показателями. Неосуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности также не является основанием для непредставления РСВ.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в ИФНС об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу работников и об отсутствии взносов, подлежащих уплате за этот период. Это позволяет налоговикам отличать добросовестных страхователей от нарушителей и не привлекать их к ответственности по ст. 119 НК РФ (письмо ФНС от 03.04.2017 № БС-4-11/6174).

Если в организации вообще нет работников, а с руководителем не заключен трудовой договор, РСВ можно не сдавать?

Нет, расчет с нулевыми показателями необходимо представлять в ИФНС в любом случае. Директор организации и будет считаться застрахованным лицом, в отношении которого организация должна начислять и уплачивать страховые взносы. Причем не важно, был ли с ним заключен трудовой договор или нет.

Формально трудовые отношения с лицом, осуществляющим функции руководителя организации в качестве директора, как с работником могут оформляться не трудовым договором, а решением единственного учредителя. Отсутствие заключенного трудового договора с руководителем организации не означает отсутствия трудовых отношений как таковых. Следовательно, директор всегда рассматривается в качестве застрахованного лица и подлежит включению в РСВ (письмо Минфина от 20.11.2019 № 03-12-13/89698).

Нужно ли в расчете по страховым взносам указывать возмещаемые работникам командировочные расходы, которые не облагаются страховыми взносами? По какой строке расчета указываются эти выплаты?

Да, в расчете отражаются все доходы работников, как облагаемые, так и освобождаемые от обложения страховыми взносами. Получаемая работниками от работодателей оплата командировочных расходов исключением не является. Такая оплата отражается сначала в общем объеме доходов работника.

Так, данные суммы отражаются по строке 030 подраздела 1.1 и подраздела 1.2 Приложения 1 к разделу 1 расчета, по строке 020 Приложения 2 к разделу 1, по строке 210 подраздела 3.2.1 раздела 3 Расчета. Затем оплату (возмещение) следует отразить в составе доходов, не облагаемых взносами, – по строке 040 подраздела 1.1 и подраздела 1.2 Приложения 1 к разделу 1 и по строке 030 Приложения 2 к разделу 1 (письмо Минфина от 28.03.19 № 03-15-06/21254).

Нужно ли отражать в расчете по страховым взносам суммы командировочных в пределах установленной законодательством нормы?

shutterstock_484934971 (1).jpgДа, нужно. В расчете обязательно отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 422 НК РФ (п. 6.6 приложения № 2 к приказу ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

При этом суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, указаны в п. 2 ст. 422 НК РФ в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В связи с этим такие суточные следует указывать в РСВ на общих основаниях.

СНИЛС у сотрудницы оформлен на девичью фамилию, а в паспорте указана другая фамилия. По какой фамилии заполнить раздел 3 в Расчете по страховым взносам в этом случае? Менять СНИЛС сотрудница не хочет.

Законодательство не предусматривает возможности изменения и корректировки СНИЛС. Данный документ выдается физлицу однократно, и изменения в него не вносятся. В свою очередь в расчете по страховым взносам все персональные данные работника (в частности, фамилия, имя и отчество) указываются в соответствии с документом, удостоверяющим личность (п.п. 21.9-21.12 приложения № 2 к приказу ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@). Следовательно, в разделе 3 расчета нужно указывать актуальные персонифицированные сведения о работнике на основании сведений его паспорта по состоянию на дату формирования отчетности.

В каких случаях и всегда ли нужно подавать уточненный расчет по страховым взносам, если в разделе 3 расчета были неверно указаны персонифицированные сведения о работнике (ИНН, дата рождения и т.д.)? Можно ли обойтись без уточненного расчета? 

Нет, без уточненного расчета в такой ситуации обойтись не получится. В любом случае страхователь обязан будет представить в ИФНС уточненный расчет, содержащий достоверные сведения о личных сведениях работника.

По закону если в расчете были указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным. Об этом налоговики должны сообщить работодателю не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме и не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Что нужно сделать, чтобы исправить (уточнить) персонифицированные сведения о работнике, первоначально указанные в расчете по страховым взносам?

Для этого в ИФНС подается уточненный расчет, содержащий два заполненных раздела 3 (один – отменяющий, другой – уточняющий) в отношении каждого работника, по которому была представлена недостоверная информация (письмо ФНС от 26.12.2018 № БС-4-11/25634). 

В отменяющей части в строке 010 ставится значение 1, а в строках подраздела 3.1 указываются персональные данные, отраженные в первоначальном расчете. В подразделе 3.2 ставятся прочерки. В уточняющей части в строке 010 ставится прочерк, подраздел 3.1 заполняется уже корректными персональными сведениями, а в подразделе 3.2 указываются сведения о выплатах и взносах сотрудника. 

Что делать, если налоговая инспекция не приняла первоначальный расчет? Сдавать уточненный расчет или подавать новый?

Уточненный расчет по страховым взносам подается только в тех случаях, когда инспекция приняла первоначальный расчет, но в нем впоследствии были обнаружены какие-либо ошибки и неточности. Смысл уточняющей отчетности – именно в устранении выявленных ошибок. Если же налоговики прислали организации уведомление об отказе в приеме отчетности, то расчет считается непредставленным. Сведения, нуждающиеся в уточнении, в этом случае попросту отсутствуют. И если из инспекции приходит уведомление об отказе, то страхователь обязан направить в ИФНС новый (первичный) расчет, в котором устранены недочеты, указанные в уведомлении.

Если ИФНС не приняла расчет, то в какой срок мы должны направить повторный расчет, чтобы избежать штрафа за просрочку?

Срок, в течение которого страхователи должны направлять в налоговую инспекцию первоначально непринятые расчеты с устраненными недостатками, напрямую зависит от формы расчета. Если расчет сдается в электронной форме, то срок для повторной сдачи исправленного расчета составляет 5 дней с даты направления уведомления об отказе в приеме отчетности.

Если расчет представляется на бумажном носителе, срок для повторной сдачи отчетности составляет 10 дней с даты направления уведомления на бумажном носителе (абз. 3 п. 7 ст. 431 НК РФ). При соблюдении этих сроков датой представления расчета будет считаться дата сдачи расчета, признанного первоначально непредставленным.

Комментарии