Новый РСВ и изменения в представлении 4-ФСС и персотчетности

С отчетности за I квартал 2022 года расчет по страховым взносам (РСВ) нужно представлять по новой форме. Кроме того, больше работодателей теперь должны сдавать расчет по форме 4-ФСС и персонифицированную отчетность в электронном виде. Подробнее об изменениях рассказывают эксперты 1С.

Что изменилось в РСВ

Новую форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронном виде ФНС России утвердила приказом от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@.

Указанную форму работодатели должны представлять с отчетности за I квартал 2022 года (п. 3 Приказа № 875@) в срок не позднее 04.05.2022 (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 431, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В учетных решениях системы "1С:Предприятие 8" обновленная форма, формат и заполнение расчета по страховым взносам поддерживаются с выходом очередных версий. О сроках см. в "Мониторинге законодательства".

Главное отличие вновь утвержденной формы РСВ от прежней формы, утв. приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, состоит в том, что из нее исключены приложения, а также графы и строки, предназначенные для отражения затрат по выплате пособий. Это связано с тем, что с 01.01.2021 пособия платит напрямую ФСС РФ, поэтому у работодателей нет расходов, на которые можно уменьшить взносы на социальное страхование.

Об оформлении больничных листов и электронном документообороте с ФСС с 2022 года см. в статье "Оформление больничных листов и электронный документооборот с ФСС с 2022 года".

Новая форма расчета и порядок ее заполнения содержат еще несколько новых положений (по сравнению с прежней формой).

Какие разделы (подразделы) исключены из нового РСВ

В новом РСВ отсутствуют следующие приложения (которые были в прежней форме):

  • расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ;

  • выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета.

Из Раздела 1 расчета исключены строки 120-123, в которых указывается сумма превышения расходов на пособия над суммой исчисленных взносов на социальное страхование.

В Приложении 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к Разделу 1:

  • отсутствует поле 002 "Признак выплат". В этом поле проставляется значение "1" (прямые выплаты) или "2" (зачетная система) в зависимости от того, участвует регион, в котором зарегистрирован плательщик взносов, в пилотном проекте "Прямые выплаты" или нет. Поскольку с 2021 года прямые выплаты действуют во всех субъектах Российской Федерации, то необходимости заполнения такого поля уже нет;

  • отсутствует строка 070 "Произведено расходов на выплату страхового обеспечения";

  • скорректирована строка "Сумма страховых взносов, подлежащая уплате (сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами)". В новом РСВ по указанной строке взносы на обязательное социальное страхование отражаются без учета каких-либо затрат.

Отметим, что в РСВ с 2022 года по-прежнему есть строка для отражения суммы возмещенных ФСС РФ расходов. Это строка 070 Приложения 2 к Разделу 1 нового РСВ. В ней необходимо отражать только то возмещение, которое работодатель получил от фонда за 2017-2020 гг. (п. 9.11 Порядка заполнения РСВ, утв. Приказом № 875@).

Напомним, что в РСВ за отчетные периоды 2021 года возмещение от фонда необходимо отражать по строке 080 Приложения 2 к Разделу 1 расчета. При этом отражается только то возмещение, которое получено за периоды до 2021 года.

1С:ИТС
Подробнее об особенностях заполнения РСВ, утв. приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, см. в разделе "Консультации по законодательству".

Что нового в составе титульного листа нового РСВ

В Порядке заполнения нового расчета по страховым взносам закреплены положения о том, как заполнять поле Титульного листа "Среднесписочная численность (чел.)", если у организации есть обособленные подразделения.

Так, в пункте 2.11 Порядка, утв. Приказом № 875@, указано, что обособленные подразделения это поле не заполняют. А организация должна в упомянутом поле отразить общую среднесписочную численность сотрудников, то есть головного отделения и обособленных подразделений.

Заметим, что в Порядке заполнения формы РСВ, утв. Приказом № 470@, не уточнено, как заполнять поле "Среднесписочная численность (чел.)", если РСВ подается по месту нахождения обособленного подразделения.

Минфин России придерживается позиции, что в подобном случае следует указывать численность работников обособленного подразделения. В то же время рекомендует руководствоваться точкой зрения ФНС России, поскольку именно налоговая служба наделена полномочиями по утверждению формы и порядка заполнения отчетности по взносам.

Со своей стороны ФНС России отмечает, что в РСВ, подаваемом в налоговый орган по месту нахождения подразделения, в поле "Среднесписочная численность (чел.)" необходимо указывать "0".

1С:ИТС
В разделе "Консультации по законодательству" см. подробнее о заполнении РСВ, утв. приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@: в соответствии с разъяснениями Минфина РоссииФНС России.

С 2022 года все организации с обособленными подразделениями должны заполнять данные о среднесписочной численности только в расчете, который сдает головная компания. Если обособленные подразделения самостоятельно сдают расчет, они это поле не заполняют (оставляют пустым).

Обратите внимание еще на одно поле Титульного листа - ОКВЭД2. На Титульном листе новой формы РСВ не нужно указывать код вида деятельности по ОКВЭД2. Заметим также, что ранее плательщик мог в поле "Код по ОКВЭД2" отразить любой код, содержащийся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Не имело значения, соответствует такой код основной или дополнительной деятельности или нет (письмо ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-17-14/244@).

С отчетности за периоды 2022 года нет необходимости в отражении указанного кода.

Какие разделы РСВ нужно представлять разным категориям плательщиков 

В Порядке заполнения нового РСВ обозначены Приложения и Разделы, которые должны представлять плательщики, производящие выплаты физлицам и не производящие такие выплаты (п.п. 1.4, 1.5 Порядка заполнения расчета, утв. Приказом № 875@).

Плательщики, выплачивающие вознаграждения физлицам, представляют:

  • Титульный лист;

  • Раздел 1;

  • подразделы 1.1 и 1.2 к Разделу 1;

  • Приложение 2 к Разделу 1;

  • Раздел 3.

Плательщики, не производящие выплаты физлицам, представляют:

  • Титульный лист;

  • Раздел 2;

  • Приложение 1 к Разделу 2.

В Порядке прямо не указано, что под плательщиками, не производящими выплаты физлицам, понимаются главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - главы К(Ф)Х). Однако это следует из наименования разделов (приложений), которые такие плательщики должны предоставить.

Напомним, что согласно пункту 3 статьи 432 НК РФ главы К(Ф)Х, у которых нет работников, подают расчет по взносам за себя один раз в год не позднее 30 января года, следующего за истекшим годом.

Иные лица, которые ведут деятельность без сотрудников (в частности, индивидуальные предприниматели (ИП)), расчет по взносам за себя не сдают.

Снижение порога численности для персотчетности и 4-ФСС в электронном виде

Федеральным законом от 30.12.2021 № 474-ФЗ внесены поправки в законодательство о персонифицированной отчетности и взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части порядка представления отчетности. Изменения действуют с 10.01.2022.

В основном они касаются критерия численности физлиц, при котором работодатель обязан отчитываться исключительно в электронной форме. В то же время предусмотрены и некоторые иные новшества.

Подавать персотчетность и расчет по форме 4-ФСС можно через представителя

Работодатели получили право представлять персонифицированную отчетность и отчетность по взносам "на травматизм" через уполномоченного или законного представителя.

shutterstock_1457851703.jpgУ уполномоченного представителя должна быть доверенность (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Доверенность может быть выдана в форме электронного документа, в машиночитаемом виде (часто употребляемое в деловом обороте - "машиночитаемая доверенность, МЧД") и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП).

Минцифры России утвердило единые требования к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи, а также единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях действовать от имени иного физического лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя (приказы от 18.08.2021 № 857, 858, действуют с 01.03.2022).

Согласно приказу Минцифры России от 18.08.2021 № 857, доверенность создается в электронной форме в формате XML и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в формате XMLDSIG или в соответствии с форматом ЭП, утв. приказом Минкомсвязи России от 14.09.2020 № 472 "Об утверждении Формата электронной подписи, обязательного для реализации всеми средствами электронной подписи".

Отметим, что Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ вправе внести уточнения в формат сведений, представляемых в ПФР и ФСС (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ, п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ).

На дату подписания номера в печать указанные форматы не утверждены. Об изменениях мы сообщим дополнительно. Следите за новостями на сайтах 1С:ИТС и БУХ.1С.

О сроках поддержки законодательных изменений, касающихся работы с машиночитаемыми доверенностями (МЧД), можно узнать в "Мониторинге законодательства" в разделе "Машиночитаемые доверенности".

При численности физлиц более 10 человек отчитываться нужно только в электронном виде 

В соответствии с обновленной редакцией абзаца 3 пункта 2 статьи 8, абзаца 1 пункта 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и пункта 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ работодатели, у которых численность физлиц за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, обязаны отчитываться только в электронной форме.

Ранее в электронном виде работодателям необходимо было подавать:

  • персонифицированную отчетность - если численность застрахованных лиц в предыдущем отчетном периоде составляла 25 и более человек;

  • расчет по форме 4-ФСС - если среднесписочная численность лиц, в пользу которых произведены выплаты, превышала 25 человек.

Таким образом, Законом № 474-ФЗ унифицированы (в части условия о численности физлиц) правила представления указанных форм отчетности. Тем не менее отдельные особенности все же нужно учитывать.

Так, для целей персотчетности необходимо определить численность застрахованных лиц. При подаче форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ это лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договоры (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). А при подаче форм ДСВ-3 (реестр лиц, за которых перечислены средства на накопительную пенсию), а также СЗВ-ТД - лиц, с которыми оформлены трудовые договоры (абз. 1 п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ).

Напомним, что отчетными периодами, за которые рассчитывается численность физических лиц, являются:

  • для СЗВ-М - календарный месяц (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ);

  • для СЗВ-СТАЖ - календарный год (п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ);

  • для ДСВ-3 - квартал (п. 2.1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ);

  • для СЗВ-ТД - календарный месяц (п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

При установлении способа представления формы 4-ФСС теперь не нужно определять среднесписочную численность физлиц. Работодателям необходимо рассчитывать общую численность физлиц за предыдущий расчетный период (то есть календарный год), в пользу которых произведены выплаты (абз. 5 п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ).

Также обращаем внимание, что поправки затронули и закон о софинансировании накопительной пенсии. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ работник, изъявивший желание добровольно уплачивать взносы на накопительную пенсию, подает заявление об этом в ПФР. Заявление он вправе представить и через работодателя. В течение трех дней с даты получения заявления от физлица работодатель должен передать его в ПФР.

Если численность работников за предшествующий отчетный период (квартал) свыше 10 человек, заявление необходимо подать в электронной форме. Ранее требование об обязательной электронной форме касалось работодателей с численностью физлиц 25 и более человек.

1С:ИТС
В разделе "Консультации по законодательству" см. подробнее: о составлении РСВ и 4-ФСС, в т. ч. в программах 1Со составлении персонифицированной отчетности в программах 1С. О формировании и представлении в ПФР заявления на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ-1) см. в разделе "Инструкции по учету в программах "1С".

Планируемые изменения с 2023 года, касающиеся страховых взносов

Отметим, что с 2023 года планируется объединить ПФР и ФСС РФ в единый фонд и изменить порядок уплаты страховых взносов.

Минтруд России подготовил проект закона, согласно которому с 01.01.2023 ПФР будет преобразован в государственный внебюджетный фонд "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенно он будет называться Социальный фонд России (СФР).

В ГК РФ будет закреплена отдельная организационно-правовая форма - Государственный внебюджетный фонд.

Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми наделены сейчас ПФР и ФСС РФ (по отдельности). В соответствии со статьей 5 законопроекта СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции:

  • выступать страховщиком по обязательному пенсионному и социальному страхованию (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по "травматизму") (ОПС и ОСС);

  • осуществлять пенсионное обеспечение граждан;

  • осуществлять дополнительное материальное и социальное обеспечение отдельных категорий граждан;

  • предоставлять меры социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан;

  • обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими услугами;

  • предоставлять отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно;

  • осуществлять финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

В планах организовать клиентские офисы Единого фонда с целью приема граждан и страхователей для приема документов на бумажных носителях, консультирования, обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (в частности, обучение регистрации в личном кабинете, установке мобильного приложения и др.).

Статьей 23 законопроекта предусмотрены переходные положения. Они касаются организационных моментов функционирования территориальных отделений ПФР и ФСС России и работы сотрудников указанных фондов. Пунктом 23 статьи 23 законопроекта установлено, что нормативные акты ПФР и ФСС РФ продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

На текущий момент началась разработка законопроектов, которые предполагают:

  • установление порядка уплаты взносов в виде единого платежа, который впоследствии Федеральное казначейство самостоятельно направит на пенсионное, медицинское и социальное страхование;

  • установление единого круга застрахованных лиц. В частности, к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, будут относиться лица, работающие по гражданско-правовым договорам (ГПД). Это означает, что они будут иметь право на все пособия;

  • объединение всех льготных категорий плательщиков взносов в три группы и назначение пониженных тарифов взносов для каждой группы. Пока запланировано следующее деление:

    • субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) - совокупный тариф взносов 15 %;

    • резиденты территорий опережающего развития, благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), некоммерческие организации на УСН, резиденты "Сколково", IT-организации, российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной продукции - совокупный тариф взносов 7,6 %;

    • лица, производящие выплаты членам экипажей судов, - совокупный тариф взносов 0 %.

  • введение единой величины предельной базы по взносам на пенсионное и социальное страхование. Планируется, что лимит базы по ОСС будет увеличен до лимита базы по ОПС;

  • введение единой формы отчетности с единой датой ее подачи. Вероятнее всего, действующие виды отчетности будут сохранены, однако их объединят в одну форму.

Предполагается, что названные новшества вступят в силу 01.01.2023.

В учетных решениях "1С:Предприятие 8" необходимые изменения в отчетности и взносах в связи с объединением ФСС и ПФР, будут поддержаны после принятия соответствующего федерального закона и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. О сроках см. в "Мониторинге законодательства".

Комментарии