В первые месяцы 2011 года законодательство, касающееся порядка расчета социальных пособий претерпело очередные изменения. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 № 120 внесены изменения в Положение об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). Уточнения направлены на то, чтобы привести порядок расчета пособий в соответствие действующему законодательству. Беременным дали возможность выбирать период для расчета пособий (12 месяцев или 2 года). Кроме этого, наконец-то утвержден порядок подтверждения сведений о сумме заработка у предыдущих работодателей для целей назначения пособий. Комментирует изменения Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант.

Содержание

С 1 января 2011 года правила расчета пособий регулируются* Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ), далее по тексту - Закон № 255-ФЗ.

Примечание:
* О нововведениях автор рассказывал в статье "Изменения в порядке выплаты социальных пособий с 2011 года" (/document-1742).

Правительство РФ уполномочено устанавливать особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц. Об этом говорится в пункте 7 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. Во исполнение указанной нормы принято Постановление от 15.06.2007 № 375, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с материнством (далее по тексту - Положение).

Однако в связи с нововведениями в законодательном регулировании пособий с 2011 года возникало противоречие между новыми нормами Закона № 255-ФЗ и старой редакцией Положения.

И на эти противоречия было обращено внимание Верховного Суда РФ в Решении от 09.02.2011 № ГКПИ10-1462. Верховный Суд РФ решил, что пункт 8 и абзац 2 пункта 15 Положения с 1 января 2011 года признаются недействующими.

Правительство РФ Постановлением от 01.03.2011 № 120 внесло соответствующие изменения в Положение. Оно приведено в соответствие с действующим законодательством. Изменения вступили в силу 19 марта 2011 года (по истечении 7 дней после дня официального опубликования) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Что же изменили в Положении?

В пункте 2 Положения указали, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ. Это соответствует тексту пункта 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

Ранее было сказано, что в него включаются выплаты, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, в расчете:

  • участвуют начисленные работнику отпускные, стоимость подарков (не оформленных договорами дарения), материальная помощь в размере свыше 4 000 руб. за календарный год, любые разовые выплаты работникам и др.;
  • не учитываются выплаты, которые исключены из облагаемых страховыми взносами на основании статьи 9 Закона № 255-ФЗ (например, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, не облагаемые страховыми взносами суммы материальной помощи до 4 000 руб. за год, а также в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смертью члена (членов) семьи работника, при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка (не более 50 000 руб.) и т. д.).

В пункте 6 Положения теперь указано, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя.

Новая формулировка пункта 6 Положения соответствует части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 255-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд (п. 191 Положения).

В 2010 году страховые взносы не уплачивались с базы, превышающей 415 000 руб. За период до 1 января 2010 года, предельная величина базы также составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ). Иными словами, в 2011 году следует ограничивать средний заработок этой величиной за каждый из двух предшествующих годов - 2009 и 2010.

В общем случае в течение всего 2011 года формула для расчета среднего дневного заработка по новым правилам для выплаты пособий будет выглядеть так:

Средний дневной заработок = (Заработок 2009 г., с которого начислены взносы + Заработок 2010 г., с которого начислены взносы): 730 дней

Определив средний дневной заработок, нужно не забыть применить "стажевые" пороги.

В пункте 6 Положения указано, что в случаях, установленных в пункте 11 Положения в расчет может приниматься иной расчетный период. К ним относятся ситуации, когда в указанные два года либо в один из них застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком. В таких случаях для расчета среднего заработка соответствующий год (годы) можно заменить на предшествующий, если это увеличит пособие. Эта норма соответствовала положениям части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ.

Напомним, что пособие по беременности и родам, как правило, не зависит от страхового стажа застрахованной женщины и выплачивается в размере 100 % ее заработка (ч. 1 ст. 11, ч. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ). Исключение составляет только ситуация, когда женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, и ей выплачивается пособие в размере МРОТ. При начислении данного пособия все равно нужно учитывать предельную величину базы. Максимальная дневная сумма пособия при стаже свыше 8 лет (100 % среднего заработка) равна 1 136,99 руб. = (415 000 + 415 000) руб.: 730 х 100 %., а максимальное пособие за месяц не должно превышать 34 583,33 руб. = (415 000 + 415 000) руб.: 24 календарных месяцев в расчетном периоде. Соответственно, при страховом стаже от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) пособие за полный календарный месяц не может превышать 27 666,40 руб. = 34 583,33 руб. х 80 %, а при страховом стаже до 5 лет пособие не может превышать 20 750 руб. = 34 583,33 руб. х 60 %.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц не может превышать 13 833,33 руб. = 34 583,33 руб. х 40 %.

Однако до 2011 года средний заработок для расчета пособий определялся за 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, причем исчисленный средний заработок делился на количество фактически отработанных дней. В результате нововведений для некоторых женщин, выходящих в декрет после 1 января текущего года, снизилась величина пособия по беременности и родам. Также уменьшилось пособие по уходу за детьми до 1,5 лет, назначаемое после указанной даты. Поэтому последовали многочисленные протесты беременных женщин.

В этой связи Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ в часть 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ внесены изменения. В течение двух лет - с 1 января 2011 до 31 декабря 2012 года (включительно) - будет действовать компромиссный вариант. Беременным женщинам и молодым родителям предоставят право выбора порядка начисления пособий: исходя из двух лет работы или 12 месяцев. Теперь каждая женщина вправе написать работодателю заявление (ст. 255 ТК РФ, ч. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 5 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н), в котором будет указано, каким образом ей будут начислять пособие по старому порядку, действовавшему до 2011 г. (с суммированием заработка за 12 календарных месяцев), или по новому порядку (с суммированием заработка за 2 года). Однако при исчислении пособий нужно учитывать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную в 2010 году (415 000 руб.). Изменения вступили в силу 28 февраля 2011 года.

Это ослабление может оказаться выгодным для тех женщин, которые имели зарплату в предыдущем году перед декретом выше, чем за два года до декретного отпуска. Если же страховой случай наступил в период с 01.01.2011 по 28.02.2011, т. е. до даты вступления в силу Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ, и работница уже подала заявление о назначении указанных пособий, то после 28.02.2011 она может представить работодателю еще одно заявление. В нем нужно указать, что она просит пересчитать пособия по беременности и родам или по уходу за ребенком исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, как это предусмотрено нововведениями.

Отметим, что данный компромисс не распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, не связанной с беременностью и родами, то есть их расчет производится, исходя из среднего заработка за 730 календарных дней.

Альтернативный способ расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в соответствии с этим законом реализован в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" в версии 2.5.32 (выпущенной 25.02.2011).

С 1 января 2013 года права выбора варианта расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком у женщины уже не будет. Организации будут брать в расчет заработок за два календарных года.

Однако средний дневной заработок для исчисления рассматриваемых пособий будет определяться путем деления заработка за два календарных года не на 730, а на число календарных дней в этом периоде. В расчет не будут браться дни, приходящиеся на следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы (например, дни сдачи крови, исполнения обязанностей присяжного и т. д.), если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.Таким образом, с 2013 года при исчислении среднего заработка будут учитываться только периоды, когда сотрудник фактически работал и имел доход. Такие правила определения пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до 1,5 лет более выгодны для застрахованных лиц.

И если последняя норма, которая начнет действовать с 2013 года, еще может подождать, то первое положение о выборе способа расчета пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в 2011-2012 г. при разработке Положения не успели учесть. В этой связи автор ожидает очередных поправок в данный документ с тем, чтобы привести его в соответствие с Законом № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ.

Вновь о расчете пособий

С 1 января 2011 года правила расчета пособий регулируются* Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ), далее по тексту - Закон № 255-ФЗ.

Примечание:
* О нововведениях автор рассказывал в статье "Изменения в порядке выплаты социальных пособий с 2011 года" (/document-1742).

Правительство РФ уполномочено устанавливать особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц. Об этом говорится в пункте 7 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. Во исполнение указанной нормы принято Постановление от 15.06.2007 № 375, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с материнством (далее по тексту - Положение).

Однако в связи с нововведениями в законодательном регулировании пособий с 2011 года возникало противоречие между новыми нормами Закона № 255-ФЗ и старой редакцией Положения.

И на эти противоречия было обращено внимание Верховного Суда РФ в Решении от 09.02.2011 № ГКПИ10-1462. Верховный Суд РФ решил, что пункт 8 и абзац 2 пункта 15 Положения с 1 января 2011 года признаются недействующими.

Правительство РФ Постановлением от 01.03.2011 № 120 внесло соответствующие изменения в Положение. Оно приведено в соответствие с действующим законодательством. Изменения вступили в силу 19 марта 2011 года (по истечении 7 дней после дня официального опубликования) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Что же изменили в Положении?

В пункте 2 Положения указали, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ. Это соответствует тексту пункта 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

Ранее было сказано, что в него включаются выплаты, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, в расчете:

  • участвуют начисленные работнику отпускные, стоимость подарков (не оформленных договорами дарения), материальная помощь в размере свыше 4 000 руб. за календарный год, любые разовые выплаты работникам и др.;
  • не учитываются выплаты, которые исключены из облагаемых страховыми взносами на основании статьи 9 Закона № 255-ФЗ (например, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, не облагаемые страховыми взносами суммы материальной помощи до 4 000 руб. за год, а также в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смертью члена (членов) семьи работника, при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка (не более 50 000 руб.) и т. д.).

В пункте 6 Положения теперь указано, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя.

Новая формулировка пункта 6 Положения соответствует части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 255-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд (п. 191 Положения).

В 2010 году страховые взносы не уплачивались с базы, превышающей 415 000 руб. За период до 1 января 2010 года, предельная величина базы также составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ). Иными словами, в 2011 году следует ограничивать средний заработок этой величиной за каждый из двух предшествующих годов - 2009 и 2010.

В общем случае в течение всего 2011 года формула для расчета среднего дневного заработка по новым правилам для выплаты пособий будет выглядеть так:

Средний дневной заработок = (Заработок 2009 г., с которого начислены взносы + Заработок 2010 г., с которого начислены взносы): 730 дней

Определив средний дневной заработок, нужно не забыть применить "стажевые" пороги.

В пункте 6 Положения указано, что в случаях, установленных в пункте 11 Положения в расчет может приниматься иной расчетный период. К ним относятся ситуации, когда в указанные два года либо в один из них застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком. В таких случаях для расчета среднего заработка соответствующий год (годы) можно заменить на предшествующий, если это увеличит пособие. Эта норма соответствовала положениям части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ.

Напомним, что пособие по беременности и родам, как правило, не зависит от страхового стажа застрахованной женщины и выплачивается в размере 100 % ее заработка (ч. 1 ст. 11, ч. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ). Исключение составляет только ситуация, когда женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, и ей выплачивается пособие в размере МРОТ. При начислении данного пособия все равно нужно учитывать предельную величину базы. Максимальная дневная сумма пособия при стаже свыше 8 лет (100 % среднего заработка) равна 1 136,99 руб. = (415 000 + 415 000) руб.: 730 х 100 %., а максимальное пособие за месяц не должно превышать 34 583,33 руб. = (415 000 + 415 000) руб.: 24 календарных месяцев в расчетном периоде. Соответственно, при страховом стаже от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) пособие за полный календарный месяц не может превышать 27 666,40 руб. = 34 583,33 руб. х 80 %, а при страховом стаже до 5 лет пособие не может превышать 20 750 руб. = 34 583,33 руб. х 60 %.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц не может превышать 13 833,33 руб. = 34 583,33 руб. х 40 %.

Однако до 2011 года средний заработок для расчета пособий определялся за 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, причем исчисленный средний заработок делился на количество фактически отработанных дней. В результате нововведений для некоторых женщин, выходящих в декрет после 1 января текущего года, снизилась величина пособия по беременности и родам. Также уменьшилось пособие по уходу за детьми до 1,5 лет, назначаемое после указанной даты. Поэтому последовали многочисленные протесты беременных женщин.

В этой связи Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ в часть 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ внесены изменения. В течение двух лет - с 1 января 2011 до 31 декабря 2012 года (включительно) - будет действовать компромиссный вариант. Беременным женщинам и молодым родителям предоставят право выбора порядка начисления пособий: исходя из двух лет работы или 12 месяцев. Теперь каждая женщина вправе написать работодателю заявление (ст. 255 ТК РФ, ч. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 5 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н), в котором будет указано, каким образом ей будут начислять пособие по старому порядку, действовавшему до 2011 г. (с суммированием заработка за 12 календарных месяцев), или по новому порядку (с суммированием заработка за 2 года). Однако при исчислении пособий нужно учитывать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную в 2010 году (415 000 руб.). Изменения вступили в силу 28 февраля 2011 года.

Это ослабление может оказаться выгодным для тех женщин, которые имели зарплату в предыдущем году перед декретом выше, чем за два года до декретного отпуска. Если же страховой случай наступил в период с 01.01.2011 по 28.02.2011, т. е. до даты вступления в силу Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ, и работница уже подала заявление о назначении указанных пособий, то после 28.02.2011 она может представить работодателю еще одно заявление. В нем нужно указать, что она просит пересчитать пособия по беременности и родам или по уходу за ребенком исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, как это предусмотрено нововведениями.

Отметим, что данный компромисс не распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, не связанной с беременностью и родами, то есть их расчет производится, исходя из среднего заработка за 730 календарных дней.

Альтернативный способ расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в соответствии с этим законом реализован в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" в версии 2.5.32 (выпущенной 25.02.2011).

С 1 января 2013 года права выбора варианта расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком у женщины уже не будет. Организации будут брать в расчет заработок за два календарных года.

Однако средний дневной заработок для исчисления рассматриваемых пособий будет определяться путем деления заработка за два календарных года не на 730, а на число календарных дней в этом периоде. В расчет не будут браться дни, приходящиеся на следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы (например, дни сдачи крови, исполнения обязанностей присяжного и т. д.), если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.Таким образом, с 2013 года при исчислении среднего заработка будут учитываться только периоды, когда сотрудник фактически работал и имел доход. Такие правила определения пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до 1,5 лет более выгодны для застрахованных лиц.

И если последняя норма, которая начнет действовать с 2013 года, еще может подождать, то первое положение о выборе способа расчета пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в 2011-2012 г. при разработке Положения не успели учесть. В этой связи автор ожидает очередных поправок в данный документ с тем, чтобы привести его в соответствие с Законом № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ.

Основные изменения Положения

Рассмотрим основные изменения Положения.

Наиболее значимое новшество - отмена пункта 8, который содержал периоды и начисленные за это время суммы, которые не учитывались при определении среднего заработка. Это вполне логично, поскольку количество дней определять согласно новым правилам не надо (применяется число 730), а в заработок, учитываемый при расчете пособий, должны включаться все суммы, на которые начисляются страховые взносы в ФСС.

В пункте 15 Положения установили, что во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок. Исключение составляет только порядок исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком по правилам пункта 23 Положения.

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на 730.

Затем среднедневной заработок нужно умножить на число календарных дней, за которые следует оплатить пособие по временной нетрудоспособности. При этом в число оплачиваемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни (п. 18 Положения). Например, к таким дням относятся 1 мая, 9 мая и другие дни, перечисленные в статье 112 ТК РФ.

Не следует оплачивать календарные дни, если работник заключен под стражу, периоды административного отпуска или проведения судебно-медицинской экспертизы, освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда (за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска). Эти периоды были установлены ранее пунктом 17 Положения. В этот перечень добавили период простоя, поскольку согласно части 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей в период простоя предприятия, пособие не выплачивается. Исключение составляет только ситуация, когда работник уходит на больничный до временного закрытия предприятия и продолжает болеть в период простоя.

Новый закон гарантирует ему выплату пособия за этот отрезок времени. При этом размер выплаты будет рассчитываться исходя из зарплаты за период простоя предприятия, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Если за два предшествовавших уходу в отпуск года гражданин не имел заработка, средний заработок за полный календарный месяц принимается равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), законодательно установленному на день наступления страхового случая (п. 111 Положения, ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Аналогично из МРОТ назначается пособие, если средний заработок в двухлетний период был ниже МРОТ. Это положение особенно актуально для работников, которые не могут представить сведения о своей официальной заработной плате за 2009-2010 гг.

Поскольку МРОТ - это максимальное пособие за месяц, а пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам платятся за календарные дни, то нужно определить средний дневной заработок по правилам п. 15 Положения. Для указанной ситуации следует делить МРОТ, увеличенный в 24 раза, на 730.

Внесены изменения при исчислении пособий лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени (недели, дня) на момент наступления страхового случая. В этом случае средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени. При этом во всех случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера, установленного статьей 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ч. 11 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 111 Положения).

С 1 января 2011 года районный коэффициент применяется ко всем случаям расчета пособия исходя из МРОТ, если такой коэффициент установлен в районах и местностях к заработной плате застрахованных лиц (п. 111 Положения).

Традиционно ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 23 Положения). Если пособие считается, исходя из МРОТ или при неполном рабочем времени (п. 111 Положения), то средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется. Это же правило применяется к лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

И последнее. Положением в пунктах 19 и 191 определен порядок выплаты пособий в случаях, когда:

  • застрахованное лицо на момент наступления страхового случая и в расчетный период было занято у нескольких страхователей. В этом случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются по всем местам работы. При его расчете учитывается только заработок у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия;
  • на момент наступления страхового случая было занято у одних страхователей, а в расчетный период - у других страхователей. В этом случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, исходя из среднего заработка за расчетный период;
  • на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в расчетный период занято как у этих, так и у других страхователей. В этой ситуации пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по выбору застрахованного лица либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Если назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, то средний заработок, исходя из которого они исчисляются, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается по одному месту работы по выбору застрахованного лица. Но при этом в расчет берется средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего это пособие, а также за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Таким образом, порядок расчета пособий совместителям приведен в соответствие со статьей 14 Закона 255-ФЗ.

Сведения о сумме заработка у предыдущих работодателей для целей назначения пособий

Справка о сумме заработка от предыдущих работодателей

Законом № 255-ФЗ установлены с 2011 года дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо должно представить листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Также работник обязан предоставить Справку о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы (ч. 5 и ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ). Если пособия назначаются ФСС РФ, то справки представляются фонду. Также справки представляются и при начислении пособия по уходу за ребенком (ч. 6 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).

С 2011 года страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Если работник обратился за такой справкой после увольнения, то она выдается не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления бывшим работником.

В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ).

Форма справки о заработке согласно части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ должна утверждаться Минздравсоцразвития России. Но поскольку процесс утверждения документа затянулся, а больничные работники представляли, бухгалтерия их оплачивала, исходя из тех данных о заработке работника, которые у нее имелись. Но часто работнику, который недавно сменил работу, платили пособие из расчета МРОТ.

Пользователи решений на платформе "1С:Предприятие 8" с зарплатной функциональностью имеют возможность сформировать в программе справку.

В части 2.1 статьи 15 Закона № 255-ФЗ указано, что при предоставлении соответствующих справок пособие пересчитывается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

Приказом от 17.01.2011 № 4н Минздравсоцразвития России наконец-то утвердило давно ожидаемую работниками форму и порядок выдачи справки о сумме заработной платы, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Приказ зарегистрирован в Минюсте 1 марта 2011, № 19974 и вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

И теперь те граждане, которые меняли место работы в 2009-2010 гг. могут запросить у прежних страхователей такую справку на перспективу. А те, кто болел в 2011 году могут пересчитать пособия, назначенные им с 01.01.2011.

Новый документ называется "Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год".

Справка содержит детальные сведения о страхователе, застрахованном лице и периоде его работы у данного страхователя. Также в нее включаются сведения о заработке, с которого были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сведения о заработке могут быть представлены за три года. Справку подписывает руководитель организации (обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, физическое лицо, а также главный бухгалтер. Справка заверяется печатью страхователя.

В порядке выдачи Справки указано, что при невозможности вручить ее непосредственно в день прекращения работы страхователь направляет застрахованному лицу уведомление о необходимости явиться за Справкой либо о даче согласия на отправление ее по почте.

Сведения, содержащиеся в Справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.

Заполненная Справка удостоверяется печатью организации (круглой). Подпись не должна закрываться печатью. Печать проставляется в отведенном месте ("Место печати страхователя") в нижнем левом углу Справки.

Обращаем внимание читателей, что работник имеет право представить работодателю или в соответствующих случаях в территориальные органы ФСС РФ не только оригинал Справки, но и ее копию, заверенную в установленном порядке (п. 7.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Копиями, по мнению автора, следует запасаться. Они, например, пригодятся, при смене работы. За достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых страхователями застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15.1 Закона № 255-ФЗ. Однако и для самих застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.

Проверка сведений, содержащихся в справке

Страхователь имеет право проверить сведения о работодателе, выдавшем справку (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Для этого страхователь может направить запрос в территориальный орган страховщика.

Форму и порядок направления запроса Минздрвсоцразвития утвердило приказом от 24.01.2011 № 20. Документ зарегистрировали в Минюсте 1 марта 2011, № 19975.

В Порядке указано, что запрос направляется в случаях возникновения у страхователя, назначающего пособия, сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений.

В запросе указываются все сведения о проверяемом страхователе (страхователях), содержащиеся в справке (справках) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий, представленной (представленных) застрахованным лицом.

Запрос направляется по почте либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (ЭЦП), либо представляется непосредственно в территориальный орган страховщика.

Если нет возможности представить справку

Если работник не может представить справку с предыдущего места работы в связи с прекращением деятельности бывшего работодателя или по другим причинам, он может подать работодателю заявление. В этом случае страхователь направляет запрос в свой территориальный орган ПФР с просьбой представить соответствующие сведения о прошлой о зарплате работника (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). При этом в заявке указывается конкретная организация (ее реквизиты), где по трудовому договору работало застрахованное лицо. ПФР обязан выдавать такие Справки на основании имеющихся у него сведений.

Порядок и форма запроса работодателя в ПФР, а также форма и порядок выдаваемой ПФР справки устанавливаются Минздравсоцразвития России.

Ведомство приказом от 24.01.2011 № 21н утвердило порядок документооборота между работником, организацией и органом ПФР для этой ситуации. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2011 за номером 19932. Утверждены:

  • форма заявления застрахованного лица о направлении запроса в ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях;
  • форма запроса в ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица;
  • порядок направления запроса в ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица;
  • форма сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица;
  • порядок представления сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного.

Предусмотрено, что при получении от работника письменного заявления его необходимо зарегистрировать и в течение двух рабочих дней направить в свой территориальный орган ПФР. Если сведения о зарплате необходимо получить с нескольких предыдущих мест работы, то запрос нужно направить по каждому страхователю.

В порядке отдельно оговаривается, что запрос в ПРФ может быть направлен по почте либо в виде электронного документа c ЭЦП, либо представлен организацией лично.

ПФР должен предоставить организации сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения (регистрации) запроса. Сведения формируются на основании данных персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если запрос получен ПФР в I квартале текущего года и в нем запрашиваются данные о выплатах застрахованного лица за предшествующий календарный год, сведения представляются в срок не позднее 1 апреля текущего календарного года. Указанные сведения ПФР направляет компании по почте либо в виде электронного документа, заверенного ЭЦП.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии