Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи
Квотирование рабочих мест – это организация работодателем рабочих мест для трудоустройства определенных категорий граждан. Тем, кто не выполнит эту обязанность, грозит административная ответственность. В редких случаях квотирование можно заменить компенсационной выплатой в соответствующий фонд, но тогда возникает вопрос о правомерности учета такой выплаты в целях налогообложения.

Понятие «квота» в данном случае означает наличие в штатном расписании компании нескольких рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников (как правило, инвалидов и молодежи). 

Причем если речь идет непосредственно об инвалидах, то важно учитывать новые законодательные поправки, вступившие в силу с 1 марта текущего года. Эти изменения внесены Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Так, теперь важно не просто организовать рабочие места для инвалидов, но и фактически их трудоустроить, т.е. заключить с инвалидами трудовой договор. И тогда можно говорить о том, что свою обязанность по выполнению квоты работодатель исполнил. Такой порядок следует из п. 5 ст. 13.2 Закона о занятости в последней редакции.

Правительство РФ утвердило Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов Постановлением от 14.03.2022 № 366, но на данный момент эти правила еще не действуют, поскольку они вступят в силу только с 1 сентября 2022 г.

Также хотим отметить, что в скором будущем для работодателей могут ввести квоты на трудоустройство одиноких родителей, предпенсионеров и беженцев.

Кто должен выполнять квоты

Наличие или отсутствие обязанности по квотированию у компаний зависит, во-первых, от среднесписочной численности сотрудников, во-вторых, от положений регионального закона.

Так, если это компания с численностью работников свыше 100 человек, то у нее однозначно возникает обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов. А вот для квотирования рабочих мест для молодежи таким компаниям нужно смотреть свое региональное законодательство, которое может либо вводить такую обязанность, либо не вводить. 

Например, в Москве квотирование рабочих мест осуществляется, в частности, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»).

Для компаний с меньшей численностью – от 35 до 100 человек – квоты для молодежи вообще не устанавливаются. 

В отношении квот для инвалидов в каждом регионе свои правила. Может статься, что конкретно в вашем регионе вообще не возникает обязанности по установлению квот для компаний с численностью работников в данных пределах (как, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Вологодской области). Либо в регионе установлен свой предел: например, в Омской области квота для приема на работу инвалидов установлена для организаций, численность работников которых составляет 50 и более человек (п. 1 Постановления правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п).

Размеры квот и отчетность по квотам

Конкретный размер квот (как по молодежи, так и по инвалидам) определяется регионом, но каждый регион должен соблюдать «вилку», введенную на федеральном уровне: если в компании свыше 100 человек, размер квоты может составлять от 2 до 4 % среднесписочной численности работников, от 35 до 100 человек – не выше 3 % (ч. 1 ст. 13.2 Закона о занятости).

shutterstock_704109496.jpgНапример, работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 % от среднесписочной численности работников: 2 % – для трудоустройства инвалидов и 2 % – для трудоустройства молодежи (п. 1 ст. 3 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»). Как это выглядит в цифрах?

Предположим, в московской организации среднесписочная численность работников составляет 112 человек. Учитывая, что в Москве квота при среднесписочной численности более 100 человек составляет 2 % для трудоустройства инвалидов и 2 % для трудоустройства молодежи, то, соответственно, по 2 рабочих места нужно предоставить для инвалидов и для молодежи.

Что касается отчетности, то организация должна подавать в службу занятости отчет, где содержится информация о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона о занятости). Форма такого отчета содержится в Приложении № 5 к Приказу Минтруда России от 26.01.2022 № 24. Отчет подается ежемесячно.

Штрафы за несоблюдение квотирования рабочих мест

За несоблюдение обязанности по квотированию рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Она определена на федеральном уровне, но дополнительно может быть установлена и на региональном уровне.

На федеральном уровне ответственность предусмотрена только в отношении должностного лица, т.е. руководителя организации. Штраф составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ). 

В ряде регионов могут применяться и дополнительные санкции. Например, в московских организациях накажут не только руководителя, но и саму компанию: штраф на фирму будет в пределах от 30 до 50 тысяч рублей (ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Когда квоту можно заменить денежной компенсацией

В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.

Некоторые организации ошибочно полагают, что заменить квоту денежной выплатой можно и в отношении квот по рабочим местам для инвалидов. Сразу отметим, что сейчас такой возможности нет, она была раньше (несколько лет назад). Положение о замене квоты для приема на работу инвалидов обязательной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида (в пределах квоты) ранее содержалось в ч. 4 ст. 21 устаревшей редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующей до 2005 г.). Там же было сказано, что размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в результате которых ч. 4 ст. 21 была признана утратившей силу.

Таким образом, на федеральном уровне было закреплено прекращение обязанности по уплате компенсационной стоимости рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов.

Включение в расходы компенсационной стоимости рабочих мест

Относительно правомерности учета в расходах для целей налога на прибыль компенсационной стоимости рабочих мест для молодежи вопрос спорный. 

Минфин и ФНС считают, что нельзя включать такие выплаты в расходы (письма Минфина от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@). Их вывод основывается на том, что подобные платежи носят не обязательный, а добровольный характер.

Однако анализ судебной практики содержит решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков. 

Суды придерживаются позиции, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи предусмотрена законом г. Москвы и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы. При таких обстоятельствах, по мнению судей, эта компенсационная стоимость полностью отвечает критериям, установленным ст. 252 НК РФ, и, следовательно, расходы по ее уплате обоснованно обществом отнесены в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли (постановления ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу № А40-60377/12-91-338, ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу № А40-134004/11-129-555). 

Включая компенсационную стоимость рабочих мест для молодежи в расходы, организации нужно понимать, что возможно придется идти в суд, остаивая свое право на уменьшение налога на прибыль. 

Комментарии
  1. Назойливый кассир

    мяу

  2. Справедливый кадровик

    Ничего не понимаю; если от одного работодателя ушли два молодых "впервые ищущий" и пришли к другому работодателю. То тот первый платит квоту за не выполнение, и второй работодатель платит квоту за невыполнение, так к не несу пришли молодые, да, но не впервые ищущие. А в целом по статистике, то молодёжь вся трудоустроена. То есть для одного з отчётов все крутенько, но в других отчётах, будьте любезны оплатить компенсацию за квоты.