Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Скидки, премии и товарооборот

31.10.2011
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Факты предоставления скидок широко распространены в коммерческой практике. Это условия коммерческих договоров, которые как зеркало отражают текущую конъюнктуру рынка. Именно поэтому практика предоставления скидок сложно формализуется в определенный набор возможных вариантов. Именно поэтому бухгалтерский учет предоставления скидок предусматривает весьма разнообразный набор методологических решений этой учетной задачи. Многие из этих вариантов весьма спорны. Каждый из них, как правило, отражает только часть аспектов хозяйственной реальности. Представляем вашему вниманию взгляды на методологию отражения фактов предоставления и получения скидок профессора Я.В. Соколова (1938-2010).

Содержание


Старое слово товарооборот исчезает из нашего языка. Вместо него чаще всего говорят «объем продаж», «выручка». Есть и еще синонимы. Но в данном случае речь пойдет об оптовых покупках и продажах. (Любопытно, что слово товарооборот относили только к продажам.)

Скидки

Чтобы стимулировать продажи, администрация продавца в условиях рыночной экономики часто предоставляет покупателю скидки. Они разнообразны, но преобладают два типа, о которых и хочется поговорить:

1) с объема покупки - чем больше купишь, тем меньше заплатишь; но покупки бывают разовые, тогда с ценой за единицу товара легко разобраться, но большей частью преобладают покупки на срок, т. е. если к определенной дате выберешь оговоренный объем, то и заплатишь меньше, чем предусматривал договор. Но пока этого объема не достигнешь, платишь общую цену без скидки;

2) за оплату до оговоренного срока, т. е. если надо, например, оплатить счет в течение месяца, а счетополучатель оплачивает раньше, то поставщик предоставляет скидку и покупатель платит меньше. (Обратите внимание, как воплощается в жизнь афоризм «Время - деньги». Время имеет свою цену.)

Эти скидки - нормальная коммерческая практика. Запретите ее - и многое в жизни станет более трудным. Но нас интересуют проблемы бухгалтерского учета.

Рассмотрим первый случай: привезли партию товаров, цены проставлены, но по каким ценам придется платить, бухгалтер не знает и администрация не знает тоже, но даже, если она думает, что знает, это не обязательно предполагает, что именно так она и поступит. Спрашивается, что ему (бухгалтеру) делать?

Логически возможны два варианта: или все записать по общим ценам, или же по ценам, уменьшенным на оговоренные скидки. Выбор очевиден: если преобладают разовые расчеты, то вопросов не возникает - бухгалтер приходует товар по фактически возникающим ценам. Но если предусматривается накопление объема покупок, то следует обратиться к практике. Тут все зависит от того, как часто администрация пользуется скидками. Если редко, то естественно следует в учетной политике предусмотреть общие цены без скидок - цены брутто, если часто, то учет предпочтительнее вести в ценах нетто, без скидок.

Сказать это, конечно, легче, чем сделать: в одном месяце складывается одно положение, в другом - другое, но направление теоретической мысли предполагает два возможных решения, каждое из которых надо считать неудовлетворительным.

1. Оприходованные ценности покупатель учитывает по цене брутто.

Оценка многих товаров оказывается выше себестоимости, а кредиторская задолженность несколько преувеличенной. Только после оплаты этот изъян может быть преодолен. Однако, основная проблема возникает тогда, когда товары надо оприходовать в одном отчетном периоде, а роль скидки проявится в другом. Во всех случаях необходимо товары показать по цене нетто, но когда составляется отчетность за один отчетный период, то неизвестно, будут ли признаны скидки в следующем. Правда, события после отчетной даты частично позволяют преодолеть эту трудность, но все равно она остается значительной. Но многие даже считают отмеченный недостаток преимуществом, так как он почти официально позволяет «приукрасить» финансовое положение фирмы. Но при желании и это «преувеличение» можно откорректировать, введя специальный регулирующий счет.

2. Оприходованные ценности покупатель отражает по цене нетто.

Это вполне соответствует бухгалтерскому принципу консерватизма. Здесь заранее принимается решение, что будет уплачено меньше цены брутто. Но это будет правильно во всех случаях, когда подобное условие выполняется. А его редко можно соблюдать всегда. Поэтому во всех случаях, когда потом платят по полной цене, получается некоторая нелогичность записей. В кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» записывают только цену нетто, а разницу с реально уплаченной цены брутто приходится отнести на счет «Прибылей и убытков». А на счетах «Товары» и «Продажи» себестоимость остатков и реализованной товарной массы оказывается заниженной.

И точно также, как в предыдущем случае, возникают проблемы с отчетным периодом. Приведенные записи исправляют допущенные искажения, но уже в последующие отчетные периоды. И тут остается напомнить классический случай, рассмотренный великим философом Фомой Аквинским (1225-1274). Он изучал вопрос «Может ли бог сделать не девушку вновь девушкой» и ответил «Да! Может», но добавлял: «даже Бог, при всем его всемогуществе, не может сделать бывшее небывшим». В данном случае можно ввести транзитный счет и сумму переплаты со счетов денежных средств перевести на этот счет, а с него уже можно будет списывать подобные суммы на счет «Прибылей и убытков».

Кто выигрывает

Выигрывают от применения подобных скидок, прежде всего, крупные розничные сети. Именно они могут позволить продиктовать и цены брутто, и цены нетто, то есть последовательное снижение  цен, но именно это создает мощный резерв для снижения розничных цен, то есть, прежде всего, от этого может больше всего выиграть все население. Производители вынуждены подчиняться и снижать цену до уровня себестоимости, мелкая розница или будет вынуждена войти в сеть, или уйти с рынка. Лучшее описание ситуации можно прочесть в романе Э. Золя «Дамское счастье».

Где что?

И тут мы приходим к самому важному вопросу: где же в этих условиях скидки и где премии?

Если получение товаров и их фактическая оплата происходят в течение одного отчетного периода, то оплата производится в случае получения скидки по цене нетто, но если поступление товаров имело место в одном отчетном периоде, а оплата в другом, то в этом случае речь идет уже не о скидке, а о ее трансформации в премию. Это происходит именно потому, что нельзя сделать бывшее небывшим. В течение определенных периодов расчеты велись по ценам брутто. Перевести их в цены нетто, скажем, путем сторнирования, нельзя, ибо отчетность уже составлена и представлена во все необходимые инстанции. Кроме того, обычно в таких случаях поставщик просто перечисляет нам разницу, которая накопилась. Это особенно заметно при покупке в течение длительного срока большого объема товаров. Скидки за досрочную оплату тоже, по соглашению сторон, могут превращаться в премии, если расчеты ведутся не по каждому отдельному счету, а по группе таких счетов.

Сомнения бухгалтера

Они достаточно серьезны. Расходы фирмы должны быть показаны по себестоимости, но бухгалтер в момент возникновения фактов хозяйственной жизни «поступление товаров» и  «списание  проданных товаров» часто не знает, сколько в действительности стоят эти товары. Их подлинная цена узнается в другие отчетные периоды, это, в сущности, события после отчетной даты. Все попытки переделывать отчетность прошлых периодов, на чем иногда настаивают правоверные бухгалтеры-консерваторы, ошибочны с чисто практической точки зрения, хотя чисто теоретически эти ортодоксы правы. Все бывшее должно остаться бывшим. Но в те периоды, когда поставщики возмещают предусмотренные скидки, эти деньги следует назвать одним из самых красивых слов нашего языка - премия.

В словаре Ожегова можно найти такое определение: «денежное или материальное поощрение в награду за что-нибудь» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: 2005, стр. 572). В нашем случае поставщик как бы награждает покупателя за большой объем покупок и/или за досрочную оплату счета.

Представители мелкой торговли, которые не в состоянии покупать большие партии товаров и у которых чаще возникают проблемы с кредитом, не могут соревноваться с сетями, и поэтому требуют запретить скидки, рассмотренные нами. И они часто в этом преуспевают. Однако, они не понимают, что делают. Поставщики заинтересованы, прежде всего, в крупных покупателях и что они вынужденно уступят, то они постараются компенсировать за счет покупателей мелких. В законе можно запретить  скидки, но в законе нельзя запретить премии.

Итак, как только у организации возникает право на получение скидки, она начисляет соответствующую сумму, показывая ее как прибыль, а по получении приходует деньги на расчетный счет.

Итоги

Коммерческий мир не может существовать без скидок. Часто, как в наших примерах, они плавно перетекают в премии. Но скидка по существу и есть премия, однако, в учете она может отражаться по-разному. И в тех случаях, когда бухгалтер не знает, будет предоставлена скидка или нет, то возникают большие неопределенности. В таких случаях для всей администрации необходима осторожность: лучше все учитывать по ценам брутто, а потом отражать, если получится, премии в виде дополнительной прибыли.

Скидки, премии и товарооборот


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Индексация зарплаты в 2022 году

Планирует ли ваш работодатель проиндексировать заработные платы в 2022 году?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С