Эволюция бухгалтерского учета по Чарльзу Дарвину

«Что такое эволюция, и какую роль в ней играет бухгалтерский учет?» - к обсуждению этого вопроса, говоря об эволюции бухгалтерской отчетности, приглашает наших читателей профессор М.Л. Пятов (СПбГУ). На этот раз проводниками в лабиринте развития учетной мысли для нас станут Чарльз Дарвин и его последователи. Знакомство с их идеями позволяет увидеть, что бухгалтерский учет играет далеко не последнюю роль на пути эволюции человечества.

Содержание

Эволюция - слово, которое повсюду

Одним из самых часто произносимых слов в замечательном фильме Оливера Стоуна «Уолл-Стрит: деньги не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps, 2010) - продолжении его знаменитой картины «Уолл-Стрит», снятой в 1987 году и являющейся, пожалуй, лучшим художественном фильмом об экономике рынков капитала конца XX века - стало слово эволюция (здесь и далее выделено нами - М.П.). Это совершенно не случайно, ведь хорошим произведениям искусства всегда свойственно прекрасно отражать черты того времени, в котором они увидели свет.

Слово «эволюция» вообще все чаще произносится в последнее время. Люди стали все отчетливее осознавать, что не только они сами как биологический вид, но и создаваемая ими культура, та социальная действительность, которой они себя окружили, и, в частности, мир экономики - эволюционируют. Поиск законов этой эволюции становится сегодня центральной задачей тех, кто хочет понять, как устроена наша экономическая жизнь. А, следовательно, вопросы эволюции начинают приобретать огромную важность для бухгалтеров, непосредственно влияющих на социодинамику нашей жизни.

Знаменитый эволюционист Эрнст Майр (1904-2005)* писал, что эволюция представляет собой столь многогранное понятие, «что нет двух людей, которые воспринимали бы ее одинаково» ([1], стр. 9).

Примечание: * Эрнст Майр (нем. Ernst Walter Mayr) - американский биолог германского происхождения.

Мы можем попробовать оценить, как понятие «эволюция» воспринимается широкой русскоязычной публикой сегодня в его повседневном употреблении, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова ([2]). Здесь эволюция рассматривается как синоним слова «развитие» ([2], стр. 804). Развитие же, согласно Ожегову, - это «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему» ([2], стр. 572). Это определение приводит нас к выводу, что в обыденном восприятии понятие эволюции ассоциируется с прогрессом, улучшением. Иными словами, эволюционирующий в массовом сознании означает - меняющийся к лучшему.

Статья Ю.В. Чайковского в «Новой философской энциклопедии» ([3]), которая по дате ее издания значимо ближе к современности, чем «Словарь русского языка», дает такое толкование понятия «эволюция». «Эволюция (от лат. evulutio - развертывание), - пишет Чайковский, - в биологии - изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. Термин "эволюция"; впервые употребил английский богослов, юрист и финансист М. Хэйл (1677), говоря о скрытом в семени человека строении, или образе, "в эволюции которого должно состоять соединение и формирование человеческого организма";. В современном смысле термин "эволюция"; впервые использовал Г. Спенсер (1852), у которого эволюция означает любой ... процесс исторического преобразования - как отдельных видов, так и живой природы в целом. Ч. Дарвин применял термин "эволюция"; редко, предпочитая старое выражение "трансмутация видов";. В наше время термином "эволюция"; иногда обозначают также историческое преобразование органа или функции (эволюция мозга, эволюция психики)» ([4], стр. 410).

Любопытно, что «Советский философский энциклопедический словарь» ([5]) давал эволюции значимо более широкую трактовку. «В широком смысле, - отмечалось в Словаре, - [это] синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция, - говорилось далее, - может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также эволюция при сохранении общего уровня или высоты организации (эволюция геологических систем, языков).

Термин "эволюция"; чаще всего применяется, - писали составители Словаря, - для обозначения многоаспектного развития биологических объектов, регулируемого естественным отбором. В применении к социальным системам эволюция рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (эволюция общественных институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории)» ([5], стр. 786).

Однако пожалуй, наиболее развернутое объяснение понятия «эволюция» давал сегодня уже весьма далекий от современности «Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ([6], стр. 135-140). Словарь, в частности, содержал специальную статью «Эволюционные законы», написанную известным российским историком и социологом Николаем Ивановичем Кареевым (1850-1931).

«Такое название [эволюционные законы], - писал Кареев, - можно дать законам (в научном смысле слова), по которым происходит развитие какого-либо существа или явления, в отличие от законов казуальных, то есть относящихся к связи причины с его следствием. ... Особое значение, - отмечал он, - эволюционные законы имеют в биологии и в социологии. ... Вообще, - заканчивал Николай Иванович, - вопрос об эволюционных законах едва только намечается для теоретической разработки» ([7], стр. 135).

Эта мысль Кареева, высказанная им в 1904 году, сегодня звучит очень свежо, когда современный американский популярный блоггер Карл Циммер* пишет: «нельзя не отметить: несмотря на то, что мы угрожаем эволюции других видов, мы создали новую форму эволюции - эволюцию культуры» ([8], стр. 453).

Примечание: * Карл Циммер (англ. Carl Zimmer, р.1966) - научно-популярный писатель и блоггер, основной областью которого является изучение эволюции. Автор несколько книг и научных эссе, в таких изданиях как The New York Times and Discover.

Тогда же, в 1904 году, автор статьи «Эволюция», известный русский философ и историк философии Эрнест Леопольдович Радлов (1854-1928) писал: «Эволюция - понятие, которое получило ход и общее признание в XIX в. Объем этого понятия может быть более узким и более широким.

Когда мы говорим о развитии человека или организма, то применяем понятие эволюции к наиболее узкой сфере; когда мы говорим о прогрессе, то применяем это понятие к более широкой области, а именно к народу, или даже ко всему человечеству; наконец, мы можем дать понятию эволюции и еще более широкий объем, если станем применять его ко всем явлениям, не только органического, но и неорганического мира; в этом последнем значении понятие эволюции получает характер всеобъемлющего философского принципа» ([9], стр. 135).

Чарльз Дарвин - имя и фамилия учения об эволюции

Однако, пожалуй, имя, с которым у большинства из нас имеется самая устойчивая ассоциация к понятию эволюции - это, конечно же, имя великого Чарльза Дарвина (1809-1882).

И хотя, наверное, первое, что приходит на ум, когда мы слышим его, это идея происхождения человека от обезьяны, сегодня многие известные ученые видят в работах Дарвина основу идей социальной эволюции человечества и, в частности, его экономического прогресса.

Именно этот аспект эволюции и будет нас интересовать в данном случае.

Идея Дарвина - это эволюция жизни на Земле путем борьбы за существование и естественного отбора как ее следствия ([10], стр. 22-24).

Мысль о связи учения Чарльза Дарвина с экономической теорией отнюдь не нова. При этом учеными высказываются мнения как о том, что учения экономистов и социологов обусловили рождение теории естественного отбора, так и наоборот, что описание форм борьбы за существование Дарвина - это платформа экономического знания будущего.

Как отмечает известный исследователь становления эволюционной теории Дарвина, Я.М. Галл, «историки науки в 70-80-е годы [XX века] пришли к единодушному мнению, что шотландские экономисты преддарвиновского поколения сыграли доминирующую роль в возникновении теории естественного отбора». Чтение труда Т. Мальтуса Ч. Дарвином в сентябре-октябре 1838 года буквально вызвало интеллектуальный взрыв, и было решающим эпизодом в радикализации теории эволюции.

Суть идеи Т. Мальтуса состоит в том, что любая популяция животных и человека склонна увеличиваться в геометрической прогрессии. Но запас пищи увеличивается в арифметической прогрессии. Поэтому между членами популяции будет происходить интенсивная индивидуальная борьба за пищу. Численность любой популяции держится на постоянном уровне еще и потому, что лимитирующими факторами выступают болезни и эпидемии.

«Т. Мальтус, - пишет Галл, - был первым, кто сконструировал всестороннюю социальную науку. Ни один из экономистов прошлого не оказал такого решающего влияния на развитие экономической мысли в XX в., как Т. Мальтус».

«С. Гулд*, - отмечает Галл, - полагает, что влияние Адама Смита на Ч. Дарвина было еще более сильным». «Действительно, - продолжает он, - теперь хорошо известно, что в течение решающих месяцев 1838 года он изучал учение А. Смита**. Теория естественного отбора, по мнению Галла, очень сходна с главной доктриной рыночной экономики. На философском языке это означает, что две теории являются изоморфными, то есть структурно сходными, хотя предметы исследования у них разные. Суть свободной экономики состоит в том, что отсутствует какое-либо вмешательство в систему при помощи высших законов. Индивиды просто борются за персональную выгоду. В этой борьбе неэффективные устраняются, и наступает равновесный баланс. Система Ч. Дарвина, по С. Гулду, работает точно в такой же манере, только еще более безжалостно. Организмы борются за выживание и репродуктивный успех, и сверху нет никакой регуляции. "Невидимая рука"; в экономике А. Смита действует и на эволюционной сцене» ([11], стр. 467-468).

Примечание: * Здесь Я.М. Галл ссылается на работу: Gould S., Eldredge N. Darvin`s gradualism // Syst. Zool. 1983. Vol. 32, № 4 p. 444 - 445.
** Здесь также Галл ссылается на работу: Manier E. The young Darwin and his cultural circle. Boston, 1978.

«И вот в результате именно Ч. Дарвин, - пишет Э. Майр, - впервые сделал серьезную попытку представить эволюционные события как следствие равновесия противоборствующих сил» ([1], стр. 9-10).

Если ссылок на Адама Смита труд Ч. Дарвина не содержит, то «доктрину Мальтуса» великий эволюционист упоминает в «Происхождении видов» неоднократно.

«Борьба за Существование между всеми органическими существами во всем мире, которая неизбежно вытекает из геометрической прогрессии роста их численности, - писал Дарвин, - это доктрина Мальтуса, распространенная на оба царства - животных и растений» ([10], стр. 23). «Это [борьба за существование], - отмечал далее Ч. Дарвин, - учение Мальтуса, с еще большей силой примененное ко всему животному и растительному миру, так как здесь невозможно ни искусственное увеличение пищи, ни благоразумное воздержание от брака» ([10], стр. 67).

Однако Дарвин оговаривался, о чем часто забывают, что применяет термин «борьба за существование» «в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь особи, но и успех в оставлении потомства» ([10], стр. 67).

Особенность эволюции человека - это эволюция его культуры

Не ставя перед собой цели разработки теории социальной эволюции, Ч. Дарвин, тем не менее, определил в «Происхождении видов» ту особенность прогрессивного развития, которая отличает нас от всех иных видов живых существ. Говоря об инстинктах, Дарвин определял этот феномен следующим образом: «действие, для исполнения которого от нас самих требуется опыт, исполняемое животным, особенно очень молодым, без опыта, или исполняемое одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой оно производится, обычно называют инстинктивным» ([10], стр. 209).

Этот «опыт» или «знание цели» приобретается человеком через обучение, невозможное без существования того информационного пространства, которое мы называем культурой, создаваемое деятельностью людей и существующее во времени независимо от жизни конкретных представителей человеческого рода. Накопление знаний, их систематизация и распространение, иными словами, процессы, которые Абраам Моль определял как социодинамику культуры ([12]), представляют собой, с позиции учения Дарвина, процесс эволюции культуры, без которого процесс эволюции человека как вида попросту невозможен. Как пишет сегодня популяризатор теории эволюции К. Циммер, «самое очевидное отличие, которое палеонтропологи отмечают между человеком современного типа, жившего 50 000 лет назад, и неандертальцем и человеком прямоходящим, относится к материальной стороне культуры» ([8], стр. 460).

«Человек, - напишет в 1970-х годах лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Фон Хайек (1899-1922), - животное, не только преследующее цели, но и следующее правилам. Он добивается успеха не потому, что знает, почему должен подчиняться тем правилам, которые он соблюдает, или хотя бы способен выразить все эти правила словами, а потому, что его действия и мышление подчинены правилам, которые развивались в обществе в результате отбора и, таким образом, представляют собой опыт поколений» ([13], стр. 30).

Бухгалтерский учет - это часть окружающей среды человека

Также чрезвычайно важную роль в закладке основания теории социальной эволюции сыграли утверждения Дарвина о влиянии на процессы изменчивости окружающей живой организм среды. «Мы имеем хорошее основание думать, - писал Ч. Дарвин, - что перемены в жизненных условиях вызывают склонность к усиленной изменчивости» ([10], стр. 80). Как отмечает Э. Майр, развитие эволюционной теории уже в XX веке показало всю исключительную важность среды обитания как одного из ключевых факторов эволюции ([1], стр. 14). Но если в случае с животными и растениями изменение окружающей среды происходит независимо от меняющихся под этим воздействием живых существ, то в случае с человеком все происходит иначе. Человек, эволюционируя, изменяет культурную среду, которой сам же себя и окружил. В свою очередь эволюция этой искусственной среды существования человека заставляет его меняться далее, обеспечивая цикличный процесс непрерывной эволюции нас как живых существ в формируемой нами культурной среде.

Мы просыпаемся утром и иногда первым делом заходим в интернет и/или включаем телевизор. Находясь в обогреваемом искусственным отоплением помещении, освещенным с помощью электричества, мы разогреваем себе завтрак, добытый из холодильника, в микроволновой печи. Мы выходим на улицу, и нас окружают современные здания, мы спускаемся в метро или садимся в автомобиль, мощность двигателя которого - сотни лошадиных сил, мы читаем книги с экрана смартфона или слушаем музыку в наушниках. Нас окружает культурное пространство, которое совсем недавно представители нашего вида просто не могли себе представить. Все эти предметы - результат нашей эволюции в большей степени не как биологического, но как социального вида. Все это - творения людей, но сегодня, окружая нас, эта культурная среда, в свою очередь, оказывает влияние на нашу дальнейшую эволюцию, так как наша текущая жизнь просто невозможна вне ее (этой среды) контекста.

Вы, дорогие читатели наверняка замечали, например, что один и тот же текст, написанный от руки, напечатанный на бумаге, читаемый нами с экрана обычного компьютера, или с экрана смартфона - во всех этих четырех случаях воспринимается по-разному. Эту разницу сложно определить, но она, безусловно, чувствуется. Так техническая среда направляет эволюцию восприятия нами текстовых сообщений. Носитель - это, безусловно, технологическая (культурная) среда, но восприятие - это нейрофизиологический процесс. Так мы эволюционируем как вид.

Точно так же сегодняшняя экономическая жизнь общества невозможна без существующей практики бухгалтерского учета как неотъемлемой части нашей культурной среды. Если представить себе экономику без современной учетной информации о прибыли, активах, амортизации, показателей рентабельности и ликвидности, управленческого учета, системы документооборота, налогового учета, практики регулярного представления финансовой отчетности - это будет другая экономика - экономика, которую мы не знаем, которой никогда не существовало и которая уже никогда не будет существовать, потому что развитие учета уже предопределило пути ее эволюции. Если мы представим себе мир, не знакомый с бухгалтерскими принципами непрерывности деятельности, соответствия доходов и расходов, имущественной обособленности - это будет мир, где люди воспринимают экономические факты совершенно иначе. Мир, где никто не поверит, что компания в первый год своей работы может получить прибыль, что покупая основные средства, фирма не несет убытки, что компания - это юридически самостоятельная единица, независимая от своих собственников. Однако то, что сегодня принципы бухгалтерского учета лежат в основе восприятия (понимания, трактовки) фактов хозяйственной жизни - это уже случилось, и это так же определило направление эволюции экономической жизни общества. И бухгалтеры, может быть, и не заметив этого, сыграли здесь определяющую роль.

Рис. 1. Социокультурный цикл бухгалтерского учета

Рис. 1. Социокультурный цикл бухгалтерского учета

И снова Абраам Моль

Абраам Моль предложил в качестве модели этого процесса социодинамический цикл, частным случаем которого, как мы говорили в статье «Социодинамическая роль бухгалтерского учета» (см. в номере 4 (апрель), стр. 35 журнала «БУХ.1С» за 2015 год и на сайте), выступает практика бухгалтерского учета. Давайте вспомним схему социодинамики учетной практики. Мы представили ее в следующем виде (рис. 1). Посмотрим, как это работает, на примере конкретной идеи.

Так, например, процесс развития балансовой модели фирмы представляет собой постепенную эволюцию бухгалтерского баланса от его статической к динамической форме.

Исторически первыми внешними пользователями отчетности компаний были их кредиторы*. Их главной информационной потребностью был ответ на вопрос о том, сможет ли отчитывающаяся фирма расплатиться по долгам. Исторические обстоятельства тех лет были таковы, что наиболее отвечавшим сути дела методом оценки платежеспособности могло быть сопоставления тех ценностей, которые могли обеспечить долги фирмы, и их (долгов) величинами.

Примечание: * Для подробного знакомства с историей мировой бухгалтерской мысли, написанной на русском языке, наилучшей рекомендацией читателю может быть книга профессора Я.В. Соколова (1938 - 2010) Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней - М.: ЮНИТИ, 1996.

Ответом на этот информационный запрос пользователей и стал статический баланс, представляющий в качестве актива собственное имущество фирмы в актуальных ценах.

Данная практика представления баланса постепенно сформировала соответствующее восприятие понятие «актив» у самой широкой публики.

Равенство АКТИВ = ИМУЩЕСТВО стало обыденной нормой. Оно, таким образом, сформировало информационную среду, в которой люди принимали решения о предоставлении кредита.

Однако культурная среда экономического мира в целом менялась.

И самым значимым для эволюции отчетности изменением здесь стало формирование и развитие института акционерных обществ. Информационная потребность акционеров, заключающаяся в вопросе о прибыли фирмы за период и возможности получения дивидендов, привела к необходимости подчинить все бухгалтерские записи идее кругооборота капитала. Это постепенно привело к распространению методов формирования актива баланса как комплекса расходов, направленных на получение доходов в будущем, то есть теории динамического баланса.

Это изменение информационной среды принятия экономических решений заставило эволюционировать и восприятие учетных данных. Те, кто, имея дело с динамическим балансом, принимал на основе его данных решения, руководствуясь теми методами, которые подходили для баланса статического - ошибались и несли убытки от невозврата долгов. Эти обстоятельства отчасти изменили методы анализа баланса, отчасти сделали недоверие к бухгалтерской отчетности новым эволюционным преимуществом экономического индивида, могущим обеспечить ему успех в дарвиновской «борьбе за выживание».

Анализ ликвидности как «бесполезное наследие далеких предков»

Именно эти обстоятельства являются прекрасной иллюстрацией к «третьему свидетельству эволюции» Карла Циммера.

В этом случае, пишет Циммер, мы встречаем «непрямые, но повсеместные свидетельства, которые позволяют нам выдвигать достоверные предположения о прошлом на основании странных особенностей и несовершенств, присутствующих во всех современных организмах. Эти странности можно объяснить только одним способом: это остатки в остальном изменившегося, унаследованного состояния, то есть продукты эволюции. Этот принцип, - продолжает Циммер, - помогает при анализе не только биологической эволюции, но и любых других исторических последовательностей. Мы можем предположить, что несколько городов, расположенных вдоль одной линии на примерно равных расстояниях, когда-то связывала заброшенная ныне железнодорожная ветка (иначе такое расположение трудно объяснить). Мы можем увидеть сельскохозяйственное прошлое народа во множестве слов, которые сегодня, в индустриальном обществе, приобрели совершенно иное значение. К примеру, слово broadcast (трансляция, радиовещание) означает еще и способ посева, откуда и берет свое начало; слово pecuniary (денежный) получило финансовый смысл в те времена, когда материальное благополучие определялось поголовьем скота, и происходит от латинского pecus - корова. Точно также и живые организмы несут в себе бесполезные остатки функциональных когда-то структур, которые невозможно объяснить иначе, чем как наследие далеких предков» ([8], стр. 29-30).

С точно такой же ситуацией мы сталкиваемся и в бухгалтерском учете, например, в области методов анализа баланса. Сохранившиеся до сегодняшнего дня методы анализа платежеспособности через коэффициенты ликвидности, сопоставляющие активы фирмы с ее долгами - это не что иное, как «бесполезные остатки» практики анализа баланса, применимой к его статической форме. Рассчитывая такие коэффициенты по данным баланса, составленного на основе принципа соответствия доходов и расходов, мы делим на величину краткосрочных долгов суммы капитализированных затрат, не имеющие никакого отношения к возможности фирмы расплачиваться по своим обязательствам. Тем не менее, этот метод, «доставшийся» современной методике анализа финансовой отчетности «от далеких предков» позапрошлого века, до сих пор жив, ярко свидетельствуя об эволюции анализа бухгалтерской отчетности.

Впереди время эволюционной бухгалтерии!

Сегодня эволюционная биология - это наука, без которой непредставимо современное знание. Как отмечает Э. Майр, «развитие современной теории шло медленно. Эволюционная биология первоначально находилась таком же положении, в каком социология, психология и многие другие науки находятся по сей день: имевшиеся данные были слишком обширны, многообразны, чтобы на их основе можно было сразу создать единую обобщающую теорию. ... [Постепенно] Генетика, морфология, биогеография, систематика, палеонтология, эмбриология, физиология, экология и другие отрасли биологии освещали некоторые отдельные аспекты эволюции и вносили ясность там, где другие частные дисциплины не могли этого сделать. Во многих отраслях биологии исследователь может занять ведущее положение, даже если его знания ограничены чрезвычайно узкой областью. В эволюционной биологии это немыслимо» ([1], стр. 10-11).

Интересно, что примерно в то же время, что и Э. Майр, Фридрих фон Хайек писал: «Сегодня проблему подходящего общественного устройства изучают - под соответствующим углом - методами экономической теории, юриспруденции, политологии, социологии и этики, но трудность в том, что для достижения успеха эта проблема должна изучаться как единое целое. ... Пагубные последствия специализации знания особенно сказываются в двух старейших дисциплинах - в экономической теории и юриспруденции» ([13], стр. 23).

Эта мысль фон Хайека чрезвычайно актуальна для бухгалтерского учета, адекватные развитие теории и осмысление практики которого не могут иметь место вне контекста социальной эволюции в целом.

Эволюционная экономика - это центральная тенденция развития современной экономической мысли. Уже сегодня Роберт Френк* в своей замечательной книге «Дарвиновская экономика», перевод которой вышел в России в 2013 году ([14]), пишет: «через сто лет экономисты с большей вероятностью будут называть отцом-основателем своей дисциплины не Адами Смита, а Чарльза Дарвина».

Примечание: * Роберт Фрэнк (Robert H. Frank) - профессор экономики Университета Калифорнии в Беркли (The University of California, Berkeley), профессор экономики, этики и общественной политики в Корнельском колледже искусств и наук (Cornell's College of Arts and Sciences), всемирно известный специалист по поведенческой экономике, публицист.

Настает время эволюционной бухгалтерии! О том, как учение об эволюции позволяет понять практику бухгалтерского учета - наша следующая статья.

Литература:
1. Э. Майр. Популяция, виды и эволюция. Пер. с англ. М.В. Мины, под ред. проф. В.Г. Гептнера - М.: Мир, 1974.
2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка - М.: Русский язык, 1984.
3. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. - М.: Мысль, 2010.
4. Ю.В. Чайковский. Эволюция // Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Т. IV. - М.: Мысль, 2010.
5. Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983.
6. Энциклопедический словарь, Т. XL - СПб. Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1904.
7. Н.И. Кареев. Эволюционные законы // Энциклопедический словарь, Т. XL - СПб. Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1904.
8. К. Циммер. Эволюция: триумф идеи - М.: Альпина нон-фикшн, 2015.
9. Э.Л. Радлов. Эволюция // Энциклопедический словарь, Т. XL - СПб. Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1904.
10. Ч. Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь - СПб.: Наука, 2001.
11. Я.М. Галл. Смена эволюционных концепций в творчестве Ч. Дарвина // Ч. Дарвин Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь - СПб.: Наука, 2001.
12. А. Моль. Социодинамика культуры - М.: Прогресс, 1973.
13. Фридрих Август фон Хайек. Право, законодательство и свобода - М.: ИРИСЭН, 2006.
14. Р. Фрэнк. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо. - М.: Издательство института Гайдара, 2013.



23 марта 2016го года в Санкт-Петербургском экономическом университете пройдет "Семинар по проблемам корпоративных финансов и учета", темой которого станет выступление проф. СПбГУ М.Л. Пятова "Бухгалтерский учет в дарвиновской экономике".

Комментарии
  1. Читатель

    Ну и бред я сейчас прочитала. И не лень же было сочинять такую чепуху.