Незадолго до Нового 2001 года президент подписал Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В этой статье кандидат экономических наук, член-корреспондент АМОК Юрий Владимирович Жолобов рассматривает основные изменения, внесенные в кодекс указанным законом.

Содержание

1. Ежеквартальные платежи

Наиболее значительные изменения произведены в главе 21 «Налог на добавленную стоимость».

Для плательщиков налога на добавленную стоимость установлен еще один, дополнительный налоговый период. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, будут уплачивать НДС не ежемесячно, а ежеквартально (дополнение к статье 163). В связи с этим в тексте новой редакции главы 21 «Налог на добавленную стоимость» слова «налоговый период» заменены на «календарный месяц».

 

От редакции: На Дне бухгалтерии в Москве, организованном совместно фирмой "1С" и "Финансовой газетой" и проходившем 19 декабря 2000 года в Большом цирке на проспекте Вернадского, специалисты УМНС по г. Москве консультировали бухгалтеров по налоговым вопросам. Этими специалистами был разъяснен в том числе и вопрос о применении этой нормы тогда еще проекта изменений в НК РФ. Был приведен пример:

В январе сумма выручки от реализации товаров в организации составила 600 тыс. рублей – месячный расчет не представляется.

В феврале сумма выручки составила также 600 тыс. рублей – месячный расчет не представляется.

В марте сумма выручки составила 1 200 тыс. рублей. Это означает, что предприятие не имеет право на ежеквартальную уплату НДС и обязано представить все месячные расчеты за предыдущие месяцы – и за январь, и за февраль, и за март. При этом налоговая инспекция вправе будет начислить штрафы за несвоевременное представление деклараций за январь и февраль. Таким образом, налоговики посоветовали тем предприятиям, объем выручки в которых может колебаться и иногда превышает 1 млн. рублей, и для которых нельзя с достоверностью утверждать, что в следующем месяце этот оборот не превысит установленного предела, сдавать месячные расчеты вне зависимости от величины выручки от реализации товаров (работ, услуг) во избежание возникновения подобных ситуаций.

 

2. Освобождение от налога

В статье 145 Кодекса появилось дополнительное условие освобождения организаций и предпринимателей от уплаты налога: если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Появилось и указание на дополнительные требования к «лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Они должны представить в налоговый орган письменное заявление и документы (сведения – в старой редакции статьи 145), подтверждающие право на такое освобождение. Причем форма заявления утверждается Министерством РФ по налогам и сборам. Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (пункт 3 статьи 145).

В связи с этим, налогоплательщик, имеющий, согласно Налоговому кодексу, основания для освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, должен представить в свою ГНИ соответствующее заявление и документы. До этого он должен решить для себя вопрос, что имеется в виду в Кодексе под словом «документы». Нигде, даже в статье 11 Налогового кодекса «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем кодексе», термины «сведения» и «документы» не определены. Значит, разъяснения будет делать каждая налоговая инспекция по своему разумению (если только перечень документов не будет утвержден тем же приказом МНС России, что и форма заявления). Самой формы заявления, утверждаемой МНС России, пока не существует. Без представления в ГНИ «документов» и заявления разрешение на освобождение от уплаты НДС не будет получено.

 

От редакции: У бухгалтеров наверняка возникнет вопрос: с какого момента можно будет воспользоваться льготой? В кодексе нет упоминаний о том, можно ли подать заявление на применение льготы с января 2001 года. Между тем, представители налоговых органов считают, что льготой можно воспользоваться лишь с апреля 2001 года, так как после введения в действие нормы, предусматривающей льготу, должно пройти три последовательных календарных месяца, в течение которых выручка организации не превышает установленного лимита.

Так, на упоминавшемся Дне бухгалтерии, специалисты УМНС по г. Москве разъяснили, что для применения льготы выручка за январь, февраль и март не должна превысить 1 млн. рублей без НДС и налога с продаж. Это значит, что в январе, феврале и марте организации должны выставлять счета с налогом на добавленную стоимость, так как право на освобождение от уплаты налога еще не возникло. Если по результатам первых трех месяцев выручка не превысила 1 млн. рублей, то до 20 апреля в порядке и на условиях, которые будут утверждены приказом МНС России (в настоящее время этот приказ находится на регистрации в Минюсте России) организация должна будет представить заявление по установленной форме и документы за 3 месяца в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Налоговый орган рассматривает это заявление и документы, и если все в порядке – предоставляет освобождение на 12 месяцев.

В течение этих 12 месяцев организация должна будет следить за своими оборотами и за тем, чтобы выручка в какие-либо три последовательных календарных месяца (не в календарный квартал, а именно в три любых последовательных календарных месяца) не превысила 1 млн. рублей.

Например:

В июне выручка организации составила 500 тыс. рублей.

В июле выручка также составила 500 тыс. рублей.

В августе выручка организации составила 700 тыс. рублей.

Итак, в августе становится видно, что выручка за последние три месяца превысила 1 млн рублей и составила 1 млн 700 тыс. рублей. Таким образом, по окончанию августа необходимо восстановить налог на добавленную стоимость (начислить его с оборотов и принять к зачету), а с сентября месяца организация теряет право на освобождение от НДС.

 

Некоторые изменения, внесенные в кодекс, расширяют права налогоплательщиков, предусмотренные в прежней его редакции, или облегчают условия налогообложения. Например, статьей 145.6 кодекса было установлено взыскание санкций и пени с налогоплательщиков, превысивших приведенное выше ограничение суммы выручки в период освобождения от уплаты НДС. В новой редакции кодекса это не рассматривается как налоговое правонарушение, влекущее за собой ответственность.

3. Реализация необработанных алмазов

Расширен круг лиц, освобожденных от уплаты НДС от реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям. Ранее к ним относились лишь добывающие предприятия. В новой редакции подпункта 10 пункта 3 статьи 149 кодекса указание на добывающие предприятия исключено.

4. Ввоз товаров: декларирование

Для лиц, ввозящих товары на таможенную территорию России, исключено требование подачи отдельных налоговых деклараций по каждой группе товаров, выделенной по наименованию, виду и марке товара (изменение в пункте 4 статьи 160). Аналогичное «облегчение» требований предусмотрено в оформлении таможенных деклараций при ввозе подакцизных товаров. Не требуется подавать отдельную декларацию по каждой партии товаров (пункт 3 статьи 191).

5. Договорные санкции

Ряд изменений текста Кодекса произведен «в пользу» бюджета. Вот некоторые из них.

В статье 171 «Налоговые вычеты» исключен пункт 9. Этим пунктом предусматривалось право налогоплательщика уменьшать общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные им в составе санкций за нарушение условий реализации по договорам с покупателями и заказчиками. С другой стороны, осталась неизменной предусмотренная в подпункте 5 пункта 2 статьи 162 кодекса обязанность налогоплательщика учитывать в налоговой базе НДС санкции, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров.

6. Проценты по векселям

Уточнены суммы, полученные в виде процента по векселям, учитываемые в налоговой базе НДС. В новой редакции подпункта 3 пункта 1 статьи 162 кодекса речь идет о суммах процентов, полученных по векселям в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги). Кроме того, в налоговую базу НДС на этих же основаниях теперь включены и проценты по облигациям.

7. Возмещение

Изменение формулировки пункта 2 статьи 173 уменьшает возможности для возмещения налогоплательщику разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, начисленного к уплате в бюджет по итогам налогового периода. В прежней формулировке в расчет принималась сумма налога, исчисленная по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном налоговом периоде. В новой редакции имеется в виду сумма налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения. А эта сумма может превышать сумму НДС, исчисленную по реализации. Тем самым уменьшается разница, подлежащая возмещению налогоплательщику.

8. Приобретение ГСМ и других товаров за наличный расчет

Многие изменения, внесенные Федеральным законом в часть вторую Налогового кодекса, принятую Государственной Думой полгода назад, являются элементарной редакторской правкой, направленной на придание тексту кодекса большей связности и на устранение из него явных нелепостей.

Одной из них была ссылка на отмененный налог на реализацию горюче-смазочных материалов в связи с изложением порядка определения налоговой базы НДС и налога на доходы физических лиц. Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» была исключена статья 4 закона РФ о дорожных фондах (этой статьей был установлен налог на реализацию горюче-смазочных материалов). С введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса данный налог перестает действовать, что и нашло, наконец, выражение в исключении из текста самого кодекса слов «налога на реализацию горюче-смазочных материалов».

В связи с этим же из статьи 164 исключен пункт 5, в котором была установлена расчетная налоговая ставка НДС (13,79 %) при приобретении ГСМ через заправочные станции. Можно предположить, что в связи с отменой этого пункта и отменой налога на ГСМ в данном случае применяется расчетная ставка НДС 16,67 процента.

 

От редакции: Однако представители налоговых органов на упоминавшемся Дне бухгалтерии в Москве высказали иную точку зрения на последствия отмены этого пункта. Налоговики предположили, что вероятнее всего при отмене пункта в целом (а не исправлении величины расчетной ставки с 13,79 % на 16,67 %) законодатель имел в виду, что при приобретении товаров в розничной торговле за наличный расчет НДС расчетным путем не исчисляется и зачету не подлежит. Таким образом, если в ближайшее время от МНС России не последует иных методических рекомендаций, надо быть готовыми к тому, что налоговые инспекции не будут принимать к зачету суммы налога, исчисленные в данных ситуациях даже по расчетной ставке в размере 16,67 %.

9. Транспортные перевозки

Внесены коррективы в порядок определения налоговой базы НДС при выполнении транспортных перевозок и оказании услуг международной связи. «Забытый» в прежней редакции кодекса налог с продаж теперь учтен в определении налогооблагаемой базы. Сумма налога должна исключаться из стоимости транспортных перевозок и выручки от услуг международной связи при исчислении налоговой базы по этим операциям (пункты 1 и 5 статьи 157).

10. Счета-фактуры

Интересное изменение касается порядка оформления счетов-фактур. Согласно новой редакции пункта 5 статьи 169 кодекса в счетах-фактурах налог с продаж указывать не надо. И это при том, что недавно принятым постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 эта графа (налог с продаж) как раз была включена в форму счета-фактуры.

В этой же статье изменена формулировка условия, при котором суммы, указанные в счете-фактуре, разрешается выражать в иностранной валюте. В прежней редакции таким условием было осуществление внешнеэкономических сделок. Это противоречило содержанию статьи 317 Гражданского кодекса РФ. Пунктом 3 статьи 317 ГК РФ допускается использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте для расчетов на территории РФ. В новой редакции пункта 7 статьи 169 Налогового кодекса допускается выражать в счете-фактуре суммы в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте.

11. Дата реализации

В новой редакции подпункта 1 пункта 2 статьи 167 «Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)» наиболее важной корректировкой является исключение формулировки, согласно которой авансовые или иные платежи в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаны в кодексе оплатой товаров (работ, услуг).

Это «замечательное» новшество появилось в первоначальной редакции второй части Налогового кодекса вразрез с определением понятия «реализация», данным в статье 39 кодекса. Не может получение аванса (предоплаты) считаться датой оплаты товаров (работ, услуг) для определения даты их реализации в целях налогообложения. В связи с этим необходимая корректировка внесена в порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) на экспорт (пункт 9 статьи 167).

12. Налоговые вычеты

Из статьи 171 «Налоговые вычеты» исключена ограничительная формулировка, согласно которой налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по «оплате», имели право на вычет  предъявленного продавцом НДС только после фактической оплаты товара продавцу. В результате этого изменения для налогоплательщика независимо от учетной политики действует правило: вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

Отсюда практический совет: в целях оптимизации налогообложения при нехватке денежных средств налогоплательщик может при приобретении товара уплатить продавцу только сумму предъявленного к уплате НДС, чтобы уменьшить на эту сумму общую сумму обязательств по НДС перед бюджетом.

НДС: изменения, внесенные в НК РФ законом № 166-ФЗ

1. Ежеквартальные платежи

Наиболее значительные изменения произведены в главе 21 «Налог на добавленную стоимость».

Для плательщиков налога на добавленную стоимость установлен еще один, дополнительный налоговый период. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, будут уплачивать НДС не ежемесячно, а ежеквартально (дополнение к статье 163). В связи с этим в тексте новой редакции главы 21 «Налог на добавленную стоимость» слова «налоговый период» заменены на «календарный месяц».

 

От редакции: На Дне бухгалтерии в Москве, организованном совместно фирмой "1С" и "Финансовой газетой" и проходившем 19 декабря 2000 года в Большом цирке на проспекте Вернадского, специалисты УМНС по г. Москве консультировали бухгалтеров по налоговым вопросам. Этими специалистами был разъяснен в том числе и вопрос о применении этой нормы тогда еще проекта изменений в НК РФ. Был приведен пример:

В январе сумма выручки от реализации товаров в организации составила 600 тыс. рублей – месячный расчет не представляется.

В феврале сумма выручки составила также 600 тыс. рублей – месячный расчет не представляется.

В марте сумма выручки составила 1 200 тыс. рублей. Это означает, что предприятие не имеет право на ежеквартальную уплату НДС и обязано представить все месячные расчеты за предыдущие месяцы – и за январь, и за февраль, и за март. При этом налоговая инспекция вправе будет начислить штрафы за несвоевременное представление деклараций за январь и февраль. Таким образом, налоговики посоветовали тем предприятиям, объем выручки в которых может колебаться и иногда превышает 1 млн. рублей, и для которых нельзя с достоверностью утверждать, что в следующем месяце этот оборот не превысит установленного предела, сдавать месячные расчеты вне зависимости от величины выручки от реализации товаров (работ, услуг) во избежание возникновения подобных ситуаций.

 

2. Освобождение от налога

В статье 145 Кодекса появилось дополнительное условие освобождения организаций и предпринимателей от уплаты налога: если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Появилось и указание на дополнительные требования к «лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Они должны представить в налоговый орган письменное заявление и документы (сведения – в старой редакции статьи 145), подтверждающие право на такое освобождение. Причем форма заявления утверждается Министерством РФ по налогам и сборам. Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (пункт 3 статьи 145).

В связи с этим, налогоплательщик, имеющий, согласно Налоговому кодексу, основания для освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, должен представить в свою ГНИ соответствующее заявление и документы. До этого он должен решить для себя вопрос, что имеется в виду в Кодексе под словом «документы». Нигде, даже в статье 11 Налогового кодекса «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем кодексе», термины «сведения» и «документы» не определены. Значит, разъяснения будет делать каждая налоговая инспекция по своему разумению (если только перечень документов не будет утвержден тем же приказом МНС России, что и форма заявления). Самой формы заявления, утверждаемой МНС России, пока не существует. Без представления в ГНИ «документов» и заявления разрешение на освобождение от уплаты НДС не будет получено.

 

От редакции: У бухгалтеров наверняка возникнет вопрос: с какого момента можно будет воспользоваться льготой? В кодексе нет упоминаний о том, можно ли подать заявление на применение льготы с января 2001 года. Между тем, представители налоговых органов считают, что льготой можно воспользоваться лишь с апреля 2001 года, так как после введения в действие нормы, предусматривающей льготу, должно пройти три последовательных календарных месяца, в течение которых выручка организации не превышает установленного лимита.

Так, на упоминавшемся Дне бухгалтерии, специалисты УМНС по г. Москве разъяснили, что для применения льготы выручка за январь, февраль и март не должна превысить 1 млн. рублей без НДС и налога с продаж. Это значит, что в январе, феврале и марте организации должны выставлять счета с налогом на добавленную стоимость, так как право на освобождение от уплаты налога еще не возникло. Если по результатам первых трех месяцев выручка не превысила 1 млн. рублей, то до 20 апреля в порядке и на условиях, которые будут утверждены приказом МНС России (в настоящее время этот приказ находится на регистрации в Минюсте России) организация должна будет представить заявление по установленной форме и документы за 3 месяца в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Налоговый орган рассматривает это заявление и документы, и если все в порядке – предоставляет освобождение на 12 месяцев.

В течение этих 12 месяцев организация должна будет следить за своими оборотами и за тем, чтобы выручка в какие-либо три последовательных календарных месяца (не в календарный квартал, а именно в три любых последовательных календарных месяца) не превысила 1 млн. рублей.

Например:

В июне выручка организации составила 500 тыс. рублей.

В июле выручка также составила 500 тыс. рублей.

В августе выручка организации составила 700 тыс. рублей.

Итак, в августе становится видно, что выручка за последние три месяца превысила 1 млн рублей и составила 1 млн 700 тыс. рублей. Таким образом, по окончанию августа необходимо восстановить налог на добавленную стоимость (начислить его с оборотов и принять к зачету), а с сентября месяца организация теряет право на освобождение от НДС.

 

Некоторые изменения, внесенные в кодекс, расширяют права налогоплательщиков, предусмотренные в прежней его редакции, или облегчают условия налогообложения. Например, статьей 145.6 кодекса было установлено взыскание санкций и пени с налогоплательщиков, превысивших приведенное выше ограничение суммы выручки в период освобождения от уплаты НДС. В новой редакции кодекса это не рассматривается как налоговое правонарушение, влекущее за собой ответственность.

3. Реализация необработанных алмазов

Расширен круг лиц, освобожденных от уплаты НДС от реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям. Ранее к ним относились лишь добывающие предприятия. В новой редакции подпункта 10 пункта 3 статьи 149 кодекса указание на добывающие предприятия исключено.

4. Ввоз товаров: декларирование

Для лиц, ввозящих товары на таможенную территорию России, исключено требование подачи отдельных налоговых деклараций по каждой группе товаров, выделенной по наименованию, виду и марке товара (изменение в пункте 4 статьи 160). Аналогичное «облегчение» требований предусмотрено в оформлении таможенных деклараций при ввозе подакцизных товаров. Не требуется подавать отдельную декларацию по каждой партии товаров (пункт 3 статьи 191).

5. Договорные санкции

Ряд изменений текста Кодекса произведен «в пользу» бюджета. Вот некоторые из них.

В статье 171 «Налоговые вычеты» исключен пункт 9. Этим пунктом предусматривалось право налогоплательщика уменьшать общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные им в составе санкций за нарушение условий реализации по договорам с покупателями и заказчиками. С другой стороны, осталась неизменной предусмотренная в подпункте 5 пункта 2 статьи 162 кодекса обязанность налогоплательщика учитывать в налоговой базе НДС санкции, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров.

6. Проценты по векселям

Уточнены суммы, полученные в виде процента по векселям, учитываемые в налоговой базе НДС. В новой редакции подпункта 3 пункта 1 статьи 162 кодекса речь идет о суммах процентов, полученных по векселям в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги). Кроме того, в налоговую базу НДС на этих же основаниях теперь включены и проценты по облигациям.

7. Возмещение

Изменение формулировки пункта 2 статьи 173 уменьшает возможности для возмещения налогоплательщику разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, начисленного к уплате в бюджет по итогам налогового периода. В прежней формулировке в расчет принималась сумма налога, исчисленная по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном налоговом периоде. В новой редакции имеется в виду сумма налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения. А эта сумма может превышать сумму НДС, исчисленную по реализации. Тем самым уменьшается разница, подлежащая возмещению налогоплательщику.

8. Приобретение ГСМ и других товаров за наличный расчет

Многие изменения, внесенные Федеральным законом в часть вторую Налогового кодекса, принятую Государственной Думой полгода назад, являются элементарной редакторской правкой, направленной на придание тексту кодекса большей связности и на устранение из него явных нелепостей.

Одной из них была ссылка на отмененный налог на реализацию горюче-смазочных материалов в связи с изложением порядка определения налоговой базы НДС и налога на доходы физических лиц. Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» была исключена статья 4 закона РФ о дорожных фондах (этой статьей был установлен налог на реализацию горюче-смазочных материалов). С введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса данный налог перестает действовать, что и нашло, наконец, выражение в исключении из текста самого кодекса слов «налога на реализацию горюче-смазочных материалов».

В связи с этим же из статьи 164 исключен пункт 5, в котором была установлена расчетная налоговая ставка НДС (13,79 %) при приобретении ГСМ через заправочные станции. Можно предположить, что в связи с отменой этого пункта и отменой налога на ГСМ в данном случае применяется расчетная ставка НДС 16,67 процента.

 

От редакции: Однако представители налоговых органов на упоминавшемся Дне бухгалтерии в Москве высказали иную точку зрения на последствия отмены этого пункта. Налоговики предположили, что вероятнее всего при отмене пункта в целом (а не исправлении величины расчетной ставки с 13,79 % на 16,67 %) законодатель имел в виду, что при приобретении товаров в розничной торговле за наличный расчет НДС расчетным путем не исчисляется и зачету не подлежит. Таким образом, если в ближайшее время от МНС России не последует иных методических рекомендаций, надо быть готовыми к тому, что налоговые инспекции не будут принимать к зачету суммы налога, исчисленные в данных ситуациях даже по расчетной ставке в размере 16,67 %.

9. Транспортные перевозки

Внесены коррективы в порядок определения налоговой базы НДС при выполнении транспортных перевозок и оказании услуг международной связи. «Забытый» в прежней редакции кодекса налог с продаж теперь учтен в определении налогооблагаемой базы. Сумма налога должна исключаться из стоимости транспортных перевозок и выручки от услуг международной связи при исчислении налоговой базы по этим операциям (пункты 1 и 5 статьи 157).

10. Счета-фактуры

Интересное изменение касается порядка оформления счетов-фактур. Согласно новой редакции пункта 5 статьи 169 кодекса в счетах-фактурах налог с продаж указывать не надо. И это при том, что недавно принятым постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 эта графа (налог с продаж) как раз была включена в форму счета-фактуры.

В этой же статье изменена формулировка условия, при котором суммы, указанные в счете-фактуре, разрешается выражать в иностранной валюте. В прежней редакции таким условием было осуществление внешнеэкономических сделок. Это противоречило содержанию статьи 317 Гражданского кодекса РФ. Пунктом 3 статьи 317 ГК РФ допускается использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте для расчетов на территории РФ. В новой редакции пункта 7 статьи 169 Налогового кодекса допускается выражать в счете-фактуре суммы в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте.

11. Дата реализации

В новой редакции подпункта 1 пункта 2 статьи 167 «Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)» наиболее важной корректировкой является исключение формулировки, согласно которой авансовые или иные платежи в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаны в кодексе оплатой товаров (работ, услуг).

Это «замечательное» новшество появилось в первоначальной редакции второй части Налогового кодекса вразрез с определением понятия «реализация», данным в статье 39 кодекса. Не может получение аванса (предоплаты) считаться датой оплаты товаров (работ, услуг) для определения даты их реализации в целях налогообложения. В связи с этим необходимая корректировка внесена в порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) на экспорт (пункт 9 статьи 167).

12. Налоговые вычеты

Из статьи 171 «Налоговые вычеты» исключена ограничительная формулировка, согласно которой налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по «оплате», имели право на вычет  предъявленного продавцом НДС только после фактической оплаты товара продавцу. В результате этого изменения для налогоплательщика независимо от учетной политики действует правило: вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

Отсюда практический совет: в целях оптимизации налогообложения при нехватке денежных средств налогоплательщик может при приобретении товара уплатить продавцу только сумму предъявленного к уплате НДС, чтобы уменьшить на эту сумму общую сумму обязательств по НДС перед бюджетом.

Краткий комментарий к изменениям в часть II НК РФ (закон № 166-ФЗ) в части налога на доходы физлиц

1. Налоговая база

Среди изменений, внесенных в главы 23 «Налог на доходы физических лиц» и 24 «Единый социальный налог (взнос)», наиболее существенная правка вызвана, несомненно, исключением формулировок, в которых в разных статьях кодекса упоминается объект налогообложения. Наряду с корректным определением объекта налогообложения как «дохода, полученного налогоплательщиками» (статья 209) в прежней редакции второй части кодекса многократно повторяются доходы и выплаты, «выплачиваемые». Понятно, что такое разночтение недопустимо при определении даты получения доходов в целях их налогообложения.

В Налоговом кодексе такие «опечатки» выглядят одиозно. В новой редакции понятие налогооблагаемого дохода как дохода полученного «реабилитировано». Соответствующие изменения внесены в статьи 208 (глава 23) и 242 (глава 24).

2. Место жительства физлица

Руководителям организаций и предпринимателям следует обратить внимание на изменения в статьях 226 и 230 кодекса. Организации и предприниматели, служащие источниками дохода по отношению к налогоплательщикам – физическим лицам, должны уплачивать удержанные у налогоплательщиков суммы налога по месту своего учета (пункт 7 статьи 226). Налоговый орган направляет сведения о доходах налогоплательщиков и удержанных налогах по месту их жительства, согласно пункту 2 статьи 230. В новой формулировке этого пункта слова «место постоянного жительства» заменены на понятие «место жительства». Это понятие содержится в статье 20 ГК РФ «Место жительства гражданина» и обозначает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Часто место постоянного проживания гражданина определяют по отметке в паспорте о постоянной регистрации («прописке»). Хотя гражданин может проживать преимущественно по месту временной регистрации.

Статьей 230 предусмотрены условия, когда налоговый агент не представляет сведения о доходах, выплаченных предпринимателю. При этом предприниматель должен представить налоговому агенту документы о государственной регистрации и, согласно дополнению пункта 2 статьи 230 кодекса, о постановке на налоговый учет.

 

 

Краткий комментарий к изменениям в ч. 2 НК РФ (закон № 166-ФЗ) в части единого соцналога

Внесены изменения в статью 236 кодекса, которая определяет объект налогообложения по единому социальному налогу. Более четко, чем раньше, определено, что выплаты, производимые работодателем работнику за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (до принятия соответствующей главы кодекса - налога на прибыль), не признаются объектом налогообложения по ЕСН. То же самое касается и выплат, производимых индивидуальным предпринимателем за счет средств, остающихся в его распоряжении после уплаты налога на доходы физических лиц.

Другой момент касается отчетности по единому социальному налогу. Как и обещали налоговики ранее, в кодекс внесены изменения, согласно которым помимо налогового периода, составляющего один год, вводится новое понятие - отчетный период, составляющий один месяц. В соответствии с пунктом 3 статьи 243 в новой редакции, по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют авансовые платежи по ЕСН, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года. При этом сумма к перечислению определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Расчет по исчисленным и уплаченным суммам авансовых платежей представляется в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

 

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии