Миллион за спам: как бизнес накажут за недобросовестную рекламу
Президент РФ подписал закон о введении административных штрафов для бизнеса за рекламу товаров, работ и услуг, распространяемую без согласия абонентов и пользователей почтовых сервисов. Закон устанавливает штрафы за распространение спама, а также увеличивает уже существующие штрафы за недобросовестную рекламу кредитов и займов. Рассказываем, как и за какие нарушения будут наказывать бизнес по новому закону.

Штрафы для спамеров

Федеральный закон от 06.04.2024 №78-ФЗ, вступающий в силу с 17 апреля 2024 года, вводит в действие административные штрафы для организаций и ИП за нарушение правил распространения рекламных сообщений, передаваемых по телефонной и мобильной связи. Сами правила распространения рекламы, передаваемой по телефонной, факсимильной и мобильной связи) установлены в соответствии со ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Указанная норма гласит, что распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. Также правила распространения телефонной рекламы предусматривают прямой запрет на рассылку пользователям и абонентам спама. Под спамом в законодательстве понимают электронные сообщения, предназначенные неопределенному кругу лиц, доставляемые абонентам и пользователям без их предварительного согласия и не позволяющие определить отправителя данных сообщений ввиду указания в них несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя (п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»).

Таким образом, новый закон вводит штрафы как за распространение рекламы по телефону без согласия абонента, так и за рассылку пользователям услуг мобильной связи спам-сообщений. 

В настоящее время нет специальной нормы, которая предусматривала бы ответственность за распространение рекламы без согласия абонентов и рассылку спама. За все эти действия нарушителей наказывают по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, максимальный штраф по которой составляет 500 000 рублей.

В связи с этим подписанный закон дополняет статью 14.3 КоАП РФ новой частью 4.1, которая непосредственно устанавливает штрафы за нежелательные и не согласованные с абонентами и пользователями почтовые рассылки, звонки и SMS-сообщения. 

С 17 апреля 2024 года рассылка спама и нежелательные звонки абонентам повлекут за собой наложение административных штрафов:

  • от 10 000 до 20 000 рублей – для физлиц;
  • от 20 000 до 100 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций;
  • от 300 000 до 1 млн рублей – для организаций.

Указанные штрафы будут налагать на компании и их должностных лиц за недобросовестную рекламу любых товаров, работ и услуг. Чтобы избежать штрафа, рекламораспространители должны  доказать наличие согласия абонентов (пользователей) на получение рекламных сообщений.

Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Реклама станет признаваться распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Причем указанные правила распространяются и на те случаи, когда реклама передается в рамках получения абонентом информации справочного характера (например, точного времени, адресной информации, сведений о состоянии баланса счетов, прогноза погоды, курсах обмена валют и т.д.). Запрос абонентом справочной информации не может трактоваться как дача согласия на получение рекламных сообщений. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), рекламораспространитель также обязан получать согласие на передачу абоненту рекламных сообщений. Причем реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Несоблюдение этих правил повлечет штрафы по ч.4.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Новые штрафы за недобросовестную рекламу кредитов

По действующему законодательству реклама кредитов и займов, распространяемая кредитными учреждениями, не должна вводить потенциальных и действующих заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости кредитов. Распространять рекламу кредита, содержащую хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита, нельзя.

Реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, должна соответствовать требованиям, указанным в ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ. Согласно этой норме, если реклама кредита содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать и информацию о полной стоимости кредита. В рекламе информация о полной стоимости кредита должна озвучиваться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не меньше, чем шрифт информации о процентных ставках.

Нередко банки нарушают данное требование, указывая в рекламе только проценты по кредиту, либо размещая сведения о полной стоимости кредита мелким, нечитаемым шрифтом в самом конце рекламного сообщения. 

Сейчас максимальный штраф для банков по ч.6 ст.14.3 КоАП РФ за подобное нарушение составляет 800 000 рублей, что, по мнению законодателей, не останавливает банки от распространения вводящей в заблуждение рекламы кредитов. По этой причине закон №78-ФЗ с 17 апреля 2024 года вдвое повышает существующие штрафы за ненадлежащую рекламу кредитов. 

Штрафы по новым правилам будут налагаться не только на банки, но и на микрофинансовые организации.

С 17 апреля 2024 года неуказание в рекламе информации о полной стоимости кредита при указании в ней сведений о процентных ставках, повлечет наложение штрафов:

  • от 40 000 до 100 000 рублей - для должностных лиц кредитных учреждений;
  • от 600 000 до 1 600 000 рублей - для самих кредитных учреждений.
Комментарии
  1. Наш мальчик-программист

    Кто будет контролировать? И куда можно пожаловаться на получение спама?

    • chitatel

      Наш мальчик-программист, Дела об административных правонарушениях в сфере распространения рекламы уполномочены рассматривать органы антимонопольной службы. Они же рассматривают жалобы и составляют протоколы (привлекают к ответственности) по факту распространения незаконных рекламных рассылок и звонков на телефонные номера, почтовые сервисы и через мобильные приложения.

      На спам вы можете пожаловаться в территориальный орган ФАС. Также на нежелательную рекламу можно подать жалобу непосредственно в прокуратуру или сразу в суд.

  2. Менеджер в гости зашел

    А как с бьютиками? Там напоминалки всякие и массовые рассылки о графике.. там как будет?

    • chitatel

      Менеджер в гости зашел, Будет точно так же, как и с любой другой рекламой, распространяемой по телефонной, факсимильной и мобильной связи. Все уведомления, рассылки, новости и электронные сообщения рекламного характера могут распространяться строго при наличии согласия абонента.

      Если вы на получение рекламных рассылок своего согласия не давали, то такие рассылки противозаконны и вы вправе пожаловаться на них контролерам. Причем запрос у той или иной компании какой-либо информации, например, о ценах на товары, не является согласием на получение рекламных сообщений.

      • Бухгалтер-калькулятор

        chitatel, Тут вы не правы если на сайте есть пользоватеьское соглашение читайте их и правила пользования сайтом и поймете почему это не так

  3. Нервный внедренец

    когда будут уже наказывать мошенников, а не бизнес ?!?!?

    • Бухгалтер Корейко

      Нервный внедренец, Все бизнесмены по определению мошенники. Еще Карл Маркс сказал.

  4. Спящая за монитором

    Угу, звонки идут из колл-центров с использованием подмены номеров. так что выяснить, откуда на самом деле тебе звонили невозможно. Ради любопытства проверили последний звонок - телефон зарегистрирован за парикмахерской в Саратове.

    • Бухгалтер-калькулятор

      Спящая за монитором, Это все определяется сейчас очень легко и за такое несет ответственность ваш оператор согласно нового фз по запросу следственным органам отдадут всю цепочку операторов.

  5. Бухгалтерёнок

    Доброго дня. Я ИП, звонки из банка, набирают для открытия счета. рассказывают про условия и тд. от части они бывают полезны, но надоедливы.

    Они подходят под критерий  ФЗ?

    По сути продают Расчётно-кассовые операции не кредит или займ?