Предмет спора: Компании отказали в вычете НДС. Налоговики установили, что руководитель контрагента в период совершения спорных операций находился в тюрьме. При этом сама компания-контрагент не имела ни достаточных основных средств, ни персонала.
За что спорили: 5 378 020 рублей.
Кто выиграл: компания-налогоплательщик.
В обоснование своей позиции налоговики ссылались на невозможность лица, находящегося в местах лишения свободы, осуществлять функции директора и выдавать доверенности на представление интересов данного общества в хозяйственной деятельности. То есть, контрагент не мог оказать налогоплательщику услуги.
В ходе проведенной проверки инспекция установила, что контрагент отсутствовал по своему юридическому адресу. У контрагента отсутствовали основные средства, в том числе, помещения и транспорт, необходимые для осуществления деятельности. У контрагента отсутствовал и персонал, который мог выполнять спорные работы. Более того, отсутствовали и расходы, связанные с оплатой аренды помещений, коммунальных платежей, иных расходов, свидетельствующих об обычной хозяйственной деятельности.
Но суд не согласился с доводами инспекторов. Судьи пояснили, что все перечисленные обстоятельства сами по себе не являются доказательством невозможности совершения хозяйственных операций.
НК РФ не связывает перечисленные обстоятельства с правом налогоплательщика на применение вычетов. Основные средства можно арендовать, в том числе, и в устной форме. А персонал набрать по договору аутсорсинга. При этом директор компании не обязательно должен находиться на свободе, чтобы успешно ей руководить. Руководитель может действовать по доверенности.
Такая доверенность на уполномоченное лицо в материалах дела имелась. Был доказан и сам факт выполнения спорных работ, их оплаты и постановки на учет.
Все остальное – формальности, которые можно не принимать в расчет. На основании этого кассация пришла к выводу, что обществу отказали в вычете незаконно.