Содержание
В условиях реформирования энергетической отрасли существенно меняются цели и направления технического переоснащения предприятия, направленные на повышение надежности энергетических установок, наряду с повышением их экономичности, маневренности и срока службы. Руководством электростанции разработана и утверждена в РАО ЕЭС России программа технического перевооружения и реконструкции оборудования. Реализация такой программы подразумевает большое количество операций с основными средствами, и автоматизация возросшего объема учетной работы, связанной с этим, стала одной из основных задач, поставленных перед внедренцами заказчиком. В частности, в процессе комплексного внедрения должны были быть автоматизированы процессы, связанные с зачетом НДС по основным средствам, капитальному строительству и оборудованию.
|
Необходимо было осуществить настройку таким образом, чтобы программа корректно отслеживала информацию о движениях "входного НДС" и о возникновении всех необходимых условий для его предъявления к зачету в соответствии с действующим законодательством. В результате бухгалтер принимал бы решение о зачете НДС, а программа автоматически формировала соответствующие проводки и записи в книгу покупок.
По словам руководителя проекта Д.Ю. Миргородского: "Задача на первый взгляд кажется не очень сложной. Но то, что просто для бухгалтера маленькой организации, может перерасти в непосильную задачу для бухгалтера крупного предприятия. Представьте, что у вас не 10 основных средств, а больше 5000, что оплаты вносит один человек, поступления- другой. И все это происходит не в один день и даже месяц".
Методология учета
Возмещение НДС при приобретении основных средств имеет ряд нюансов (читайте также статью А.А. Куликова "Возмещение НДС при приобретении основных средств"), соблюдение которых необходимо для принятия НДС к зачету. Для зачета НДС по основным средствам, капитальному строительству и оборудованию необходимо, чтобы объект:
- поступил на предприятие;
- был введен в эксплуатацию;
- был оплачен поставщику.
Рассмотрим типовые операции по учету ОС с учетом требований действующего законодательства (см. табл. 1).
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Необходимые документы |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Получен объект ОС. Отражена задолженность перед поставщиком. |
Сумма - по расчетным документам, указаннаяв счет-фактуре поставщика (без НДС) |
08.4 |
60.1 |
|
2 |
Отражен "входной" НДС |
Сумма - равна сумме НДС по счет-фактуре поставщика |
19.1 |
60.1 |
|
3 |
Объект ОС принят на учет - введен в эксплуатацию |
Сумма - по первоначальной стоимости в размере фактических затрат на приобретение согласно разд.2 Положения по бухгалтерскому учету ОС, утв. Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 2бн (ПБУ 6/01) |
01.1 |
08.4 |
|
4 |
Оплачена задолженность поставщику |
Сумма - кредиторской задолженности организации. Согласно п.4 ст. 168 НК РФ сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах |
60.1 |
50,51 |
|
5 |
"Входной" НДС отнесен на расчеты с бюджетом |
Сумма - по счет фактуре поставщиков |
68.2 |
19.1 |
|
"Входной НДС" (проводка № 5 табл. 1) относится на расчеты с бюджетом после того как:
- наступил первый день первого месяца начисления амортизации - согласно п. 5 ст. 172 НК РФ;
- НДС, предъявленный поставщиком, оплачен;
- получен счет-фактура от поставщика.
Отметим также, что "входной" НДС по полученным объектам ОС может быть предъявлен к вычету, только если данный объект ОС используется при операциях, признаваемых объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Автоматизация
Настройка системы автоматического зачета НДС по основным средствам, объектам капитального строительства и оборудования была проведена компанией "Прагма Плюс" (г. Ростов-на-Дону).
За основу была взята типовая конфигурация "1С:Бухгалтерия" (ред. 4.2), в которую были добавлены механизмы, позволяющие автоматически учитывать НДС с покупок и продаж. Для этого были изменены некоторые типовые документы: "Поступление ОС", "Ввод в эксплуатацию ОС", "Услуги сторонних организаций", "Поступление оборудования", "Реализация оборудования", "Выписка банка", "Зачет аванса поставщику". Все эти документы практически не изменились внешне, у документов поступления только добавились галочки, чтобы пользователь мог выбрать - автоматически зачитывать НДС или нет. В документе "Зачет аванса поставщику" добавилась возможность указывать конкретные поставки, на которые необходимо закрыть аванс. Документы оплаты внешне вообще не изменились. Основные изменения произошли на внутреннем уровне, которые пользователь не видит. Он видит лишь результат проведения документа, который выражается в автоматическом формировании проводок по поступлению ТМЦ, оплате, вводу в эксплуатацию и, конечно, зачету НДС.
Поступление ОС на предприятие отражается документом поступление ОС (см. рис. 1). Этот документ представляет собой электронный аналог документа поставки. Документом "Поступление ОС" можно отразить поступление нескольких объектов ОС, так как они были указаны в накладной поставщика. Информация о счете-фактуре поставщика указывается в шапке документа.
Рис. 1
Документом автоматически формируются проводки:
- Дебет 08.4 Кредит. 60.1
- на сумму себестоимости ОС, по каждому объекту
- Дебет 19.1 Кредит 60.1
- на сумму НДС по счету-фактуре (одной суммой)
Ввод в эксплуатацию ОС отражается документом "Ввод в эксплуатацию ОС" (рис. 2) .
Рис. 2
Документ был изменен с учетом пожеланий заказчика с целью внесения изменений в учетные регистры для дальнейшего автоматического зачета НДС.
Этим документом формируются проводки:
- Дебет 01.1 Кредит 08.4
- себестоимость ОС, вычисляется автоматически
Оплата поставщику (полная или частичная). Оплата поставщику отражается измененными документами "Выписка банка" или "Расходный кассовый ордер". Добавлена возможность указать конкретную оплачиваемую поставку. Если она не указывается, оплата всегда идет на аванс.
- Дебет 60.2 Кредит 51, 50
Зачет оплаты происходит не автоматически (такое требование предъявил заказчик), а специальными документами, такими как:
- "Зачет аванса поставщику" (рис. 3),
- "Взаимозачет".
Рис. 3
Эти документы применяются в зависимости от ситуации. В момент зачета оплаты происходит анализ, который позволяет выяснить, какие именно поставки поставщика закрываются.
Зачет НДС настроен таким образом, что программа сама определяет дату осуществления данной операции:
- при проведении документа "Ввод в эксплуатацию", если была предоплата,
- на этапе "Зачета оплаты", если к этому моменту ОС уже введено в эксплуатацию.
В результате чего формируются проводки:
- Дебет 68.2 Кредит 19.1
- - сумма (НДС, минимум от поступившего НДС и оплаченного НДС при частичной оплате).
Вместе с формированием проводок, естественно, формируются записи в Книгу покупок. Таким образом, книга покупок заполняется автоматически, а пользователю лишь необходимо своевременно вводить документы, описанные выше.
Комментарий Д.Ю. Миргородского (продолжение): "Учет НДС по капитальному строительству (КС) гораздо более трудоемкий процесс, потому что объекты КС строятся гораздо дольше, чем день или месяц - строительство может идти годами. При этом по одному объекту у вас могут проходить сотни поставщиков услуг и оборудования, НДС по которым вы можете взять к зачету только через месяц после ввода объекта КС в эксплуатацию, а в книге покупок должны появится сотни записей по счетам-фактурам предшествующих периодов".
Задача по автоматизации зачета НДС по объектам КС схожа с задачей по автоматизации ОС и для конечного пользователя практически ничем не отличается от вышеописанной.
Пользователю необходимо просто вносить такие первичные документы как: "Услуги сторонних организаций", "Поступление оборудования", "Передача оборудования в монтаж"; при этом указывая поступившие счета-фактуры. Разносить оплаты стандартными документами: "Выписка" и "Расходный кассовый ордер". Вводить объекты КС в эксплуатацию. Каждый месяц документом "Закрытие месяца" проверяется, вводились ли в прошлом месяце объекты КС. Если да, то по оплаченным (частично оплаченным) счетам-фактурам создаются проводки по зачету НДС и формируются записи Книги покупок.
Если какие-нибудь счета-фактуры будут оплачены позже, то при зачете оплаты по ним будут сформированы соответствующие проводки и записи книги покупок.
Проект комплексной автоматизации электростанции длился около года, и ожидания руководства оправдались, так как все подразделения получили возможность максимально продуктивно работать, используя удобный интерфейс системы, и вести учет в одной базе, что позволило оперативно получать специализированную отчетность.
Количество пользователей автоматизированной системы в настоящее время составляет около 50 человек, которые обрабатывают в день до 1000 документов.
|
В результате автоматизации зачета НДС и расчетов с покупателями и поставщиками существенно упростилась работа персонала. Более того, уменьшилась вероятность совершения ошибок по данным операциям, которые при ручном вводе большим количеством человек в пересекающихся областях просто неизбежны. Особо стоит отметить снижение трудозатрат в такой области как автоматическое формирование Книги покупок по объектам капитального строительства (объем документов по каждому объекту может превышать сотни штук) и основным средствам. Если раньше каждый участок бухгалтерского учета обрабатывался в отдельной программе, и только в конце месяца данные (итоговые проводки) сливались в специальную базу для обобщения информации, то теперь работа ведется в одной информационной базе, и оперативную информацию можно получить в любой момент по любому участку.
Работы выполнены компанией НПФ "Прагма плюс"
г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 14а, оф.411
тел. (8632)728-112, 728-113, 43-07-78
www.softzone.ru, info@softzone.ru